Искать:

КОНСТИТУЦИЯ — ГАРАНТИЯ НАШИХ ПРАВ И СВОБОД

Первая Конституция независимого Узбекистана сформировала и укрепила надежные правовые гарантии нового независимого общества. То, что идеи и нормы Конституции Узбекистана отражают многовековой опыт и духовные ценности, богатое историческое и правовое наследие нашего народа, является залогом его жизнеспособности.

 

В то же время наша Конституция воплощает в себе лучшие практики конституционного строительства во многих демократиях, механизм обеспечения и защиты прав и интересов человека, свобод, основанный на общепризнанных нормах Всеобщей декларации прав человека и других международных документов в этой области.

 

В проекте Конституции в новой редакции учтены предложения, международные стандарты и передовой зарубежный опыт. В ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона поступило 222 715 предложений, на основе которых дорабатывался и совершенствовался проект. Каждое четвертое предложение нашло отражение в проекте.

 

При подготовке проекта Конституционного закона тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции около 190 стран. Проект получил высокую оценку международных экспертов и специалистов как документ, воплощающий в себе все общепризнанные нормы международного права.

 

Обновляемая Конституция объединяет все общество вокруг идеи построения развитого государства — нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения. В разработке проекта активно участвовали широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенция, таким образом проект становится народной Конституцией.

 

Изменения, вносимые для усиления гарантий независимости судов, неприкосновенности судей и неподотчетности по конкретным делам, обеспечения их безопасности, станут важной гарантией полного и независимого осуществления правосудия.

 

Конституционная норма о том, что финансирование деятельности судов должно осуществляться только из Государственного бюджета и что оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, будет способствовать формированию действительно справедливой и независимой судебной системы и обеспечению беспристрастности судов.

 

Предоставление гражданам права на обращение в Конституционный суд по поводу конституционности примененного к ним судом закона является новым механизмом защиты их прав и законных интересов.

 

Акмал МИРЗАХАНОВ,
заместитель председателя Чиланзарского районного суда
по уголовным делам

НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

9 марта глава государства подписал закон «Об управлении государственным имуществом», который регулирует отношения в области управления госимуществом.

Как известно, в Узбекистане активно происходит приватизация госимущества, которое переходит в собственность частных компаний. Новый закон предусматривает следующие основания передачи права собственности на госимущество, помимо тех, что предусмотрены гражданским законодательством:

 

— при заключении договоров и иных сделок;

 

— при приобретении доли посредством внесения имущества или права на пользование имуществом в уставный фонд или капитал хозяйственного субъекта, а также уплаты задолженности его по налогам и сборам или выплаты дивидендов, начисленных по государственной доле;

 

— на основании судебных решений.

Также новый закон определяет перечень объектов государственного имущества, право собственности на которые не может быть передано частным компаниям:

 

— земля, ее недра, водохранилища, воздушное пространство, растительный и животный мир на территории Узбекистана;

 

— объекты материального культурного наследия, архивные документы, государственные музеи и природоохранные территории, в том числе — парки и ботанические сады.

 

Также в законе перечислены субъекты управления государственным имуществом:

 

— Кабинет Министров;

 

— Агентство по управлению госактивами;

 

— специально уполномоченные государственные органы;

 

— государственные учреждения, в том числе — государственные органы;

 

— органы государственной власти на местах.

Агентство по управлению государственными активами является уполномоченным государственным органом в области управления государственным имуществом.

 

Кабинет Министров, согласно закону, устанавливает порядок и форму, в которой Агентство будет вести Реестр государственного имущества.

 

Также закон оговаривает, что ежегодно до 1 августа на официальном веб-сайте Агентства будет публиковаться сводный отчет об эффективности деятельности предприятий с участием государства за прошедший финансовый год.

 

Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

ИСКОРЕНЕНИЕ ПРИЧИН ЗАРОЖДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Противодействие терроризму носит в Узбекистане всеобъемлющий характер, объединяет в себе как меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, так и меры по предотвращению и борьбе с проявлениями терроризма. Работа осуществляется в тесной координации и сотрудничестве с международным сообществом.

 

В настоящее время в Центральной Азии укрепляется плодотворное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности. Успешно осуществляется Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.

 

Узбекистан принимает активное участие в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН и на региональном уровне.

 

В частности, в 2011 году странами ЦА на основе многосторонних консультаций и консенсуса был принят Совместный план действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, который сегодня выступает в качестве основы для консолидации усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой терроризма. При этом Центральная Азия стала первым регионом, где начата всеобъемлющая и комплексная реализация программного документа.

 

Помимо этого, Узбекистан является активным участником комплексных усилий по противодействию международному экстремизму и терроризму, ратифицировав 14 международных конвенций и протоколов в данной сфере. Основные положения международно-правовых документов получили свое развитие и в нашем национальном законодательстве.

 

В частности, приняты Законы Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремизму», «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения» и «О свободе совести и религиозных организациях» и другие.

 

Кроме того, в 2006 году наша страна поддержала утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН Глобальную контртеррористическую стратегию, ставшую уникальным документом по активизации и консолидации национальных, региональных и международных мер в борьбе с различными проявлениями терроризма. Единогласное принятие государствами — членами ООН данной программы, которая сегодня служит общим ориентиром в эффективном противодействии терроризму, впервые ознаменовало формирование международного консенсуса относительно единой стратегической основы для борьбы с этим злом.

 

Реализуемая в Узбекистане стратегия по борьбе с терроризмом полностью совпадает с рекомендациями ООН в этой сфере, в том числе с приоритетными направлениями Глобальной контртеррористической стратегии. Основная задача сводится к искоренению причин зарождения и распространения, устранению условий, способствующих активизации террористической деятельности, дерадикализации лиц, склонных к экстремизму и терроризму.

 

Необходимо отметить, что шестое приоритетное направление Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы — подход к глобальным проблемам, обозначенным исходя из национальных интересов и требований Глобальной контртеррористической стратегии ООН, где особенно важное значение имеет цель: «Формирование эффективных механизмов противодействия экстремизму и терроризму».

 

Несмотря на предпринимаемые меры со стороны международного сообщества угрозы международного терроризма остаются актуальной проблемой и требуют неусыпного внимания. Своевременное реагирование на исходящие угрозы, изучения истоков появления экстремистских мировоззрений, благополучие миллионов людей, населяющих обширный регион Центральной Азии не теряет своей злободневности.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда
председатель судебной коллегии по уголовным делам

ГРОЗИТ ЛИ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ?

«Каковы меры наказания за самовольный захват земельных участков? Предусмотрена ли за это уголовная ответственность?»

А. Мазурин, г. Ташкент.

Отвечает судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам Баходир КАЮМОВ:

 

– 16 августа 2021 года Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра». Согласно изменениям к Закону «О государственной власти на местах» документы Совета народных депутатов могут быть обжалованы в суде, а прокурор может опротестовать их. Согласно статьи 229-1 Уголовного кодекса РУз самовольный захват земельных участков, в том числе их использование без наличия законных прав на них, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 25 БРВ, а на должностных лиц – 50 БРВ.

 

Осуществление строительных работ на самовольно захваченных земельных участках, прилегающих и не прилегающих к отведенному земельному участку, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 150 БРВ, а на должностных лиц – 300 БРВ. Кроме того, за самовольное занятие орошаемой земли под строительство установлена также прямая уголовная ответственность (от 2 до 3 лет лишения свободы).

 

Также новой статьей 229-6 УК РУз установлена ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу.

 

Продажа либо иное незаконное отчуждение права на орошаемый земельный участок или его части наказывается штрафом от 400 до 500 БРВ или ограничением свободы от 2 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы до 5 лет. Соответственно, если эти действия совершены при отягчающих обстоятельствах, наказание составляет до 8-10 лет лишения свободы.

 

Кроме того, законом усилена административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Земельный кодекс отменяет полномочия хокимов областей по предоставлению земель во владение, пользование и аренду для нужд сельского хозяйства и других государственных и общественных нужд, хокимы смогут утверждать итоги конкурса по предоставлению земель в аренду. Проекты земельных решений хокимов областей подлежат правовой экспертизе территориальными органами юстиции.

ПОНЯТИЕ ГОСПОШЛИНЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, ЕЕ РЕГУЛИРУЮЩИЕ

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Государственная пошлина в Узбекистане устанавливается в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

Этот закон был принят 6 января 2020 года и состоит из 31 статьи. Суммы ставок государственной пошлины устанавливаются в соответствии со специальным приложением к настоящему закону.

 

Согласно данному документу, плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся в уполномоченные учреждения и (или) к должностным лицам, и в отношении которых совершаются юридически значимое действие и (или) выдача документов.

 

В соответствии со статьей 5 настоящего закона

 

Государственная пошлина взимается:

– с подаваемых в суды по гражданским делам исковых заявлений, заявлений (жалоб) на решения, действия (бездействие) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, с заявлений по делам особого производства, апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на решения судов по гражданским делам, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, с заявлений об оспаривании решений третейского суда, заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на определения суда по гражданским делам по делам об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного третейского суда (арбитража), с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения суда по гражданским делам по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного третейского суда (арбитража), а также за выдачу судами по гражданским делам дубликатов и копий документов;

 

– с подаваемых в экономические суды исковых заявлений, с заявлений о признании банкротами организаций и граждан, с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, с заявлений об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в экономической сфере, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения экономического суда, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, с заявлений об оспаривании решений третейского суда, об обжаловании арбитражного решения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения экономического суда по делам об оспаривании решений третейского суда, об обжаловании арбитражного решения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, арбитража, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения суда по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, арбитража, а также за выдачу экономическими судами дубликатов и копий документов;

 

– с подаваемых в административные суды заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов, заявлений (жалоб) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий, об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния, об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения административных судов, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, а также за выдачу административными судами дубликатов и копий документов;

 

– за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторного свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и свидетельства в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записи актов гражданского состояния;

 

– за выдачу идентификационной ID-карты гражданина Республики Узбекистан, биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу, а также проездного документа лица без гражданства, за выдачу документов на право въезда из-за границы в Республику Узбекистан, о приглашении в Республику Узбекистан, за выдачу идентификационной ID-карты иностранному гражданину или лицу без гражданства, а также за рассмотрение ходатайств о приеме, восстановлении и выходе из гражданства Республики Узбекистан и заявлений о признании гражданином Республики Узбекистан, за регистрацию по месту постоянного проживания и временного пребывания граждан Республики Узбекистан, а также за регистрацию по месту постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства;

 

В соответствии со статьей 25 настоящего закона контроль за правильностью исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления государственной пошлины в Государственный бюджет Республики Узбекистан осуществляется органами государственной налоговой службы в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе».

Лица, виновные в нарушении законодательства в области установления, взыскания, освобождения от государственной пошлины и ее возврата, несут ответственность в установленном порядке.

 

В целях недопущения возникновения нарушений в этом процессе государственными налоговыми органами проводятся исследования и принимаются меры по устранению выявленных недостатков.

 

Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», подписанным Президентом Республики Узбекистан 6 февраля, внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, в том числе в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

Гулчехра ОПАЕВА,
заместитель председателя
Учтепинского межрайонного суда
по гражданским делам

НОВЫЕ РЕФОРМЫ В СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ И ИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Со второй половины 2016 года в Узбекистане началась реализация  новых политико-правовых реформ. 

 

В качестве нового этапа на пути социальной, правовой, демократической и светской государственности приоритетной задачей были определены реформы, служащие возвеличиванию чести и достоинства человека, обеспечению его интересов. Это, в свою очередь, обеспечило нашей стране статус субъекта международных отношений в нынешних крайне сложных условиях, наличие современного механизма защиты своей территориальной целостности и суверенитета. Особенно реформы в судебно-правовой сфере, включающие на основе абсолютно современных критериев открытость в правосудии, использование механизмов участия общественности, проявление принципа гуманизма при вынесении судебных приговоров, которые становятся повесткой дня политико-правовой политики.

 

Благодаря  правосудию обеспечивается защита прав и свобод человека. В частности, в случае, когда полностью доказано, что подсудимый совершил преступление, которое строго влечет лишение свободы на определенный срок, в нашем новом законодательстве отдан приоритет принципу гуманизма.  

 

Результаты политико-правового анализа показывают, что основное внимание главы нашего государства  направлено на совершенствование судебной деятельности.  Ибо судьба человека напрямую связана с функционированием всех сфер общественно-экономической жизни. В Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы также определена цель реализации принципа подлинного равенства и состязательности  сторон  в судебном процессе, достижения правосудия для граждан и субъектов предпринимательства.

 

В этой связи сведения, мнения и предложения, высказанные  Президентом Республики Узбекистан на прошедшем 14 ноября 2022 года совещании по обсуждению приоритетных  задач по обеспечению правосудия, имеют концептуально-стратегическое значение. С 2016 года, то есть за последние шесть лет политико-правовых  реформ в сфере  было принято более 50 законов, указов и постановлений, направленных на  укрепление судебной независимости, обеспечение беспристрастности, справедливости и законности при рассмотрении уголовных дел. 

 

В целях недопущения вмешательства в судебный процесс продлен срок полномочий судей и резко увеличена их заработная плата. Также важным новшеством  стало то, что назначение судей передано Высшему судейскому совету. 

 

Была поставлена задача усиления полномочий  судейского сообщества и поэтапного увеличения количества судей. Также глава государства дал указание по расширению масштабов цифровизации в сфере, интеграции  информационной системы, созданию дополнительных удобств для людей за счет современных технологий.

 

В Указе Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» определено  последовательное продолжение  политики совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, широкое внедрение  принципов гуманизма в систему исполнения  наказания.

 

Хотелось бы  подчеркнуть, что этот процесс является практическим отражением  того факта, что Узбекистан развивается на основе демократических ценностей.

 

Крайне  важно продолжать  укреплять  эту новую тенденцию в нашей современной государственности, где честь и достоинство, интересы человека превыше всего, а также  устойчивость наших усилий по обеспечению правосудия. Это в свою очередь будет  повышать  гордость и ответственность наших граждан, их доверие к государству.

 

Умиджон Ханаев,
судья Яшнабадского районного суда

по уголовным делам

ПРИМУТ ЛИ МЕРЫ, ЕСЛИ ПОДАМ В СУД НА СОСЕДА?

— Позади моего дома расположен приусадебный участок соседа, примыкающий к моему строению. Каждый раз, когда он поливает свой клочок земли, на котором выращивает сельхозкультуры, подтапливает мою стену. Несколько раз предупреждал. «Иди, куда хочешь. Участок мой, а с твоей стеной мне нет дела»,  – заявляет он. Если подам на него в суд, будут ли приняты меры?

А. Меликов, г. Ташкент.

Отвечает судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам Артур Худайбергенов:

 

— Согласно статье 172 Гражданского кодекса, осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник не вправе злоупотреблять своим доминирующим положением, совершать иные действия, ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 

При осуществлении своего права собственник обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан и окружающей среде.

 

В данном случае вы можете обратиться в суд на общих основаниях с иском о взыскании ущерба. Для этого вам нужно оплатить госпошлину установленного размера и почтовые расходы, представив все необходимые доводы и доказательства.

 

При этом предоставляемое вами в суд исковое заявление должно отвечать требованиям статей 128-129, 189-191 Гражданско-процессуального кодекса.

С УЧЕТОМ МНЕНИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

В ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона поступило 222 715 предложений, на основе которых дорабатывался и совершенствовался проект. Каждое четвертое предложение нашло отражение в проекте.

 

При подготовке проекта Конституционного закона тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции около 190 стран. Проект получил высокую оценку международных экспертов и специалистов как документ, воплощающий в себе все общепризнанные нормы международного права.

 

Количество статей Конституции увеличилось с нынешних 128 до 155, норм — с 275 до 434. Соответственно, обновлено 65 процентов текста Основного закона исходя из предложений сограждан, положения о правах и свободах человека увеличились в три с половиной раза, следовательно, есть все основания для принятия проекта в качестве Конституции в новой редакции.

 

Обновляемая Конституция объединяет все общество вокруг идеи построения развитого государства — нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения. В разработке проекта активно участвовали широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенция, таким образом проект становится народной Конституцией.

 

Согласно вводимым нормам, возникающие в законодательстве неясности между гражданином и органами государственной власти будут толковаться в пользу гражданина, а правовые меры должны быть достаточными и соразмерными. Эти правила обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей с соблюдением прав человека, предотвращают применение излишних мер в отношении граждан.

 

В проекте Конституции закреплены гарантии личных прав и свобод человека в соответствии с самыми передовыми международными стандартами. В частности, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без постановления суда, а если законность и обоснованность задержания не доказана в суде, лицо подлежит немедленному освобождению (институт «хабеас корпус»), а при задержании должны быть понятным языком разъяснены его права и основания задержания («правило Миранды»). Кроме того, закрепляется право обвиняемого и подсудимого не свидетельствовать против себя, иными словами, «право молчания». Эти положения гарантируют неприкосновенность личной свободы и недопущение незаконного задержания людей.

 

Впервые устанавливается, что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, электронных сообщений и иных сообщений может быть ограничено только по решению суда. В настоящее время этой прерогативой обладает прокурор, а передача полномочия судам станет принципиальным поворотом в обеспечении неприкосновенности частной жизни и конституционных прав личности.

 

Закрепляемая в Конституции гарантия о том, что права родственников не могут быть ограничены на основании судимости, означает, что лицо не несет ответственности за ошибки, совершенные его родственниками.

 

Полностью отменен принудительный труд, на протяжении многих лет негативно влиявший на международный имидж нашей страны. Тот факт, что запрет любого детского труда, отрицательно влияющего на развитие детей, прописан непосредственно в Основном законе, является гарантией того, что это зло останется в истории.

 

Анжелика Шамсутдинова,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

БЫТЬ СУДЬЕЙ – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ И НЕ ДОЛЖНОСТЬ – ЭТО ЕЖЕДНЕВНАЯ МИССИЯ…

Международный день женщин-судей — это ежегодный праздник, учрежденный Организацией Объединенных Наций, который отмечается 10 марта. Он был учрежден в 2021 году с целью продвижения гендерного равенства и содействия улучшению положения женщин в судебных системах правосудия во всем мире.

 

Гендерное представительство в судебной системе является важным, поскольку оно помогает гарантировать, что суды представляют все группы граждан, должным образом решают их проблемы и выносят обоснованные решения. Само присутствие судей-женщин повышает легитимность судов, сигнализируя о том, что они инклюзивны и представляют людей, стремящихся к справедливости. О том, как сегодня работается женщинам судьям, в интервью рассказала судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Нозима Захидова.

 

—  Насколько популярна профессия судьи среди женщин? Расскажите про удельный вес представительниц прекрасной половины в судебной системе?

— Профессия судьи довольно сложная и трудоемкая. Судья должен уметь анализировать и суммировать доказательства, принимая правильные решения. Мое личное мнение: судья – это бесполая профессия. Однако, говоря о популярности профессии судьи среди женщин, можно сказать, что данная профессия в последние годы феминизировалась в целом. Например, в российском судейском корпусе доля женщин составляет 66%. В странах Европы похожая картина наблюдается только в Польше и в Нидерландах – 63% и 75% женщин в суде соответственно. Во Франции женщины составляют 54% судей, в Италии – 48%. Англо-саксонские страны в этом смысле оказались в арьергарде: в США женщин-судей – лишь 30%, в Канаде – 33%, в Англии и Уэльсе (Великобритания) – только 23%. Проводимые в Республике Узбекистан реформы на пути будущего развития государства и общества также соответствуют происходящим на международной арене процессам развития человечества и требованиям времени. В частности, 28 мая 2021 года Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан утверждена «Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года», согласно которому установлено до 2030 года повысить долю женщин-судей до 30 процентов. Следует отметить, что более 16 процентов судей, работающих сегодня в судебной системе, приходится на женщин-судей. Что же влечет женщин к этой профессии? Издавна принято считать, что истинная женщина та, которая полностью посвящает себя семье и быту. Однако времена изменились, и сегодня на хрупкие женские плечи возложены не только домашние обязанности, но и самореализация. По себе могу сказать, что сегодня женщина не ходит на работу исключительно ради денег. Она получает удовольствие от своего дела, искренне любит и ценит свою профессию. Она реализует себя, добивается целей. Когда я начала заниматься адвокатской деятельностью, я поняла, что по призванию я все-таки не адвокат, а судья. Меня привлекала роль судьи, который рассматривает дело в общей перспективе и с учетом всех обстоятельств выносит решение, которое должно быть справедливым для всех сторон. Быть судьей – это не профессия и не должность – это ежедневная миссия. Вы становитесь судьей не только для того, чтобы зарабатывать этим на жизнь, но и для того, чтобы способствовать достижению важных целей, таких как обеспечение справедливости и равноправия, защита прав и охраняемых законом интересов человека. Главный человек, с которого я всегда беру пример, — моя мать. Мудрая, спокойная, серьезная и великодушная.

 

— Влияет ли женское начало на вынесение вердикта?

— Каждый человек, как мужчина, так и женщина, состоит из двух начал – мужского и женского. Эти два начала помогают человеку проявить себя в социальном мире, уравновешивая или неуравновешивая себя во внутреннем мире человека. Мужское и женское начало понимается как определенное содержание психики, наличие мужественных или женственных черт характера. Равновесие мужского и женского начала в человеке является чрезвычайно важным для роста и развития личности. В чем проявляется женское начало? Женское начало связано с эмоциональной стороной жизни. Ему свойственны такие качества, как проявление миролюбия, умение и желание достигать компромиссов, доверчивость, терпение. Естественно, эти качества не могут не помочь в нашей профессии. Ведь все люди разные, споры разные. Каждая сторона в деле проявляет себя, исходя из своего психологического составляющего, в том числе ярко выражается дисбаланс женского и мужского начала. Конечно, при рассмотрении дел, женское начало человека содействует тому, что вы толерантны ко всем, стараетесь помочь сторонам урегулировать спор мирным путем. И, если вы найдете нужные слова в нужный момент, велика вероятность окончания спора мирным путем. Но, при вынесении решения судья всегда должен опираться только на закон. Поскольку от вынесенного решения зависит судьба не одного человека. Решение должно быть законным, обоснованным и справедливым. И тут уже никаких женских и мужских начал.

 

—Тяжело ли совмещать такую профессию с домашними делами? Проявляются ли профессиональные качества дома?

— Интересный вопрос, ответ на который будет неоднозначным. Я буду говорить только о себе, поэтому могу с уверенностью сказать, что для меня не тяжело совмещать профессию и быт. Человеку, который увлечен своей работой, любит и наслаждается тем, чем занимается, ставит перед собой цели, думаю быт не может стать преградой. И в точности наоборот. Потому что, быт это тоже работа, часть жизни, которая требует таких же определенных качеств как ответственность, преданность, стремление и желание наслаждаться им. Мне всегда кажется, что это немного неуместный вопрос. Я не знаю какой именно ответ ждут на такие вопросы. Ведь вы не можете бросить работу ради быта и не сможете забросить домашние дела ради работы. Думаю, это стереотип. Что же касается проявления профессиональных качеств дома, то могу ответить скорее да, чем нет.

 

— Если бы вам пришлось сделать еще раз свой профессиональный выбор, Вы бы выбрали эту профессию?

— Если бы мне пришлось сделать еще раз свой профессиональный выбор, я бы не раздумывая выбрала бы профессию судьи. Это то, к чему я стремилась и стремлюсь, моя любимая работа. А если человек любит работу, то ему и горы по плечу. Самое лучшее в работе судьи – это удовлетворение от того, что вынес решение, разрешающее спор в соответствии с законом, и что в конечном итоге все стороны процесса и любые другие заинтересованные стороны принимают это решение и соглашаются с ним, считая его справедливым, и все заинтересованные стороны могут сказать, что правосудие свершилось.

Эвелина СИНОТОВА

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЛИСТЕ?

В соответствии со статьей 336 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан исполнение судебного акта осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого судом. Документом, выданным судом, подтверждающим право взыскателя на исполнение судебного акта в обязательном порядке, является исполнительный лист.

 

В соответствии со статьей 336 ЭПК один исполнительный лист выдается судом, принявшим судебный акт. Однако, если исполнение судебного акта должно осуществляться в разных местах или в пользу нескольких взыскателей, суд по требованию взыскателей может выдать  несколько исполнительных листов с указанием части судебного акта, подлежащей исполнению по данному исполнительному листу. В исполнительном листе указываются: наименование суда, выдавшего исполнительный лист, дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению, заключительная часть судебного акта, порядок и способ исполнения исполнительного листа, Ф.И.О взыскателя и должника, их местонахождение (почтовый адрес) или место жительства, дата вступления в силу судебного акта, дата выдачи исполнительного листа и срок его представления в исполнение.

 

Также на основании судебного акта о взыскании денежных сумм с нескольких ответчиков выдается несколько исполнительных листов по количеству ответчиков. При этом в каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и перечислены все ответчики.

 

Исполнительный лист выдается судом, принявшим судебный документ. В течение пяти дней после вступления судебного акта в законную силу исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству и направляется для исполнения государственному исполнителю.

 

Исполнительный лист на взыскание средств в бюджет направляется государственному исполнителю по месту нахождения должника в течение пяти дней после вступления судебного акта в законную силу. Исполнительный лист может быть направлен в виде электронного документа. Он подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

 

Имеются следующие сроки представления исполнительных документов к исполнению: исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, — в течение трех лет,  судебные акты экономических  судов — в течение 6 месяцев, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов об обязательном исполнении решений Арбитражного суда — в течение 6 месяцев, исполнительные письма нотариусов — в течение 3 лет, исполнительные письма комиссий по трудовым спорам — в течение 3 месяцев, решения органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела в административном порядке, в течение 3 месяцев.

 

Срок представления исполнительного документа в исполнение прерывается при передаче исполнительного документа в исполнение или частичном исполнении исполнительного документа должником. После прерывания срока подачи исполнительного документа к исполнению переходный период срока начинается заново. Время, прошедшее до истечения срока, не засчитывается в счет нового срока. В случае возврата исполнительного документа взыскателю в связи с отсутствием возможности его полного или частичного исполнения срок его передачи в исполнение исчисляется со дня возврата исполнительного документа взыскателю после его перерыва. В случае утери исполнительного листа (судебного приказа) согласно  ст. 341 ЭПК суд, выдавший его, может выдать дубликат исполнительного листа (судебного приказа) по заявлению взыскателя.

 

Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа (судебного приказа) подается до истечения установленного срока представления исполнительного листа (судебного приказа) к исполнению и рассматривается в судебном заседании в месячный срок со дня поступления заявления в суд с соответствующим уведомлением взыскателя и должника о месте и времени судебного заседания.

 

Отсутствие указанных лиц, должным образом проинформированных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копия выписки из которого направляется взыскателю и должнику. Определение может быть обжаловано (подан протест).

 

Мавланжон Мухитдинов,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

Перейти к содержимому