Искать:

ЗАСЛУЖИТЬ СНИСХОЖДЕНИЕ

— Мой знакомый оступился и совершил правонарушением. Сейчас идет разбирательство. Слышал, что если он будет помогать следствию, то получит снисхождение.  Как должно учитываться активное способствование раскрытию и расследованию преступления?

Отвечает судья по уголовным делам Ташкентского городского суда Анжелика Шамсутдинова:

 

— Производство по уголовному делу должно быть направлено не только на привлечение к ответственности виновных лиц и назначение им наказания, оно должно соответствовать принципам справедливости и гуманизма. В связи с этим лица, которые своим поведением непосредственно после совершения преступления и в период расследования уголовного дела доказывают раскаяние и отрицательное отношение к содеянному, активно способствуют раскрытию и расследованию преступления, заслуживают снисхождения.

 

В соответствии с пунктом «а» части 1 ст. 55 Уголовного кодекса Республики Узбекистан явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления является смягчающим обстоятельством и должно быть учтено при назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 54 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

 

Кроме того согласно ст.571 Уголовного кодекса Республики Узбекистан при наличии обстоятельств, смягчающих наказание, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 55 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан (явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления) и отсутствии обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных частью 1 статьи 56 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, срок или размер наказания не может превышать двух третей максимального наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, за исключением лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 97 ч.2, 155 ч. 1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

 

Согласно части 1 ст. 71 Уголовного кодекса Республики Узбекистан лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, может быть освобождено судом от наказания, если оно явилось с явкой с повинной, активно способствовало раскрытию преступления и загладило причиненный вред.

ОБМАН ИЛИ МОШЕННИЧЕСТВО?

Наиболее распространенными в современной преступности являются преступления против собственности. Большое разнообразие преступлений против собственности вызывает пристальное внимание. Общественная опасность хищений чужого имущества определяется тем, что в своей массе они вносят дезорганизацию в экономическую жизнь страны, создают возможности для паразитического обогащения одних за счет других.

 

Одним из распространенных преступлений против собственности является мошенничество. Способы мошенничества разнообразны и направлены на извлечение неконтролируемых доходов, незаконное завладение чужим имуществом.

 

Изучение проблем уголовно-правовой борьбы с мошенничеством является одной из актуальных задач теории и практики отечественного правоведения.

 

Объективная сторона мошенничества складывается из трех основных элементов:
– общественно – опасного действия (бездействия);
– последствий преступления (преступного результата);
– причинной связи между этим действием (бездействием) и наступившим результатом.

 

Общественно – опасное действие при мошенничестве заключается в хищении чужого имущества или приобретении прав на таковое путем обмана или злоупотребления доверием.

 

Обман и злоупотребление доверием представляют собой способы совершения мошенничества. Именно способом действия мошенничество отличается от других форм хищения.

 

В юридической литературе нередко говорится об обмане как средстве завладении имуществом при мошенничестве. Иногда обман и злоупотребление доверием рассматривается и как средство мошеннического получения имущества, и как способ совершения этого преступления.

 

Обман (злоупотребление доверием) — акт человеческого поведения. Завладевая имуществом, мошенник не только обманывает, но и берет, получает, удерживает имущество, совершая разнообразные действия, однако, при мошенничестве обман (злоупотребление доверием) составляет основу действий преступника.

 

Исходя из того, что обман составляет основу мошеннического действия и само представляет собой акт человеческого поведения, можно говорить о причинной связи между обманом и завладении имуществом как преступным результатом мошенничества.

 

Содержание мошеннического обмана составляют обстоятельства, в отношении которых мошенник вводит в заблуждение потерпевшего. Эти обстоятельства носят самый разнообразный характер. Обман может касаться предметов, лиц, действий, событий, их фактических или юридических свойств. Содержанием обмана являются обстоятельства как объективного, так и субъективного характера (например, намерения субъекта).

 

События, по поводу которых создается заблуждение, могут относиться к настоящему, прошедшему и будущему времени.

 

Практика показывает, что обман относительно будущих событий встречается довольно часто, особенно, если речь идет о действиях самого виновного (ложные обещания). Обманывая относительно своих действий в будущем, мошенник, тем самым, создает неверное представление о своих действительных намерениях, которые у него имеются в данный момент. Ложное обещание – наиболее типичный обман в обстоятельствах, относящихся к будущему.

 

В целом, мошенничество является серьезным преступлением, которое может причинить большой ущерб жертве. Поэтому необходимо быть осторожным и бдительным, чтобы избежать попадания в ловушку мошенников.

 

Наргиза Касимова,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ПРАВОСУДИЕ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ ПРИНЦИПАМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

В рамках конституционной реформы особое значение приобретает вопрос гарантий справедливости судебных решений. Государство — гарант обеспечения, реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Высшей ценностью провозглашены человек, его свобода, честь и достоинство, права и законные интересы.

 

Судебные органы являются основным органом государства, осуществляющим защиту прав и свобод личности. Правосудие может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективную защиту и восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц. Несправедливое судебное решение подрывает доверие народа к государству, формирует разочарование в возможности защиты прав законными способами, а также влечет за собой случаи самосуда или использования иных способов восстановления своих прав и наказания виновных. Вышеуказанное определяет важность обеспечения справедливости решений, принимаемых судами, и решения ряда вопросов в данной сфере.

 

В статье 55 новой редакции Конституции закреплено право каждого на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки для восстановления своих нарушенных прав и свобод. В действующей редакции Конституции данная норма отсутствует.

 

Положение о справедливости судебных решений отражено в статье 10 Всеобщей декларации прав человека, статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других общепризнанных международных документах. В данных документах это право определено как «право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

 

Исходя из положений норм данных международных документов можно сделать вывод о том, что справедливость принятого решения непосредственно основывается на независимости и беспристрастности суда.

 

Принцип независимости судебной власти отражен в Конституции, Законе Республики Узбекистан «О судах», постановлениях Пленума Верховного суда и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан «О судебной власти», «О судебном приговоре» и других подзаконных актах. При этом принцип независимости не только дает судам права, но и требует от них справедливого судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

 

На данном этапе в нашей стране проводится масштабная работа по реформированию судебной системы. Была принята Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023—2026 годы, утвержденная указом Президента от 16 января 2023 года. В ее рамках предусмотрена реализация комплекса приоритетных задач. Следует признать, что имеются отдельные нарушения в данной сфере, для искоренения которых государством реализуется комплекс системных мер. Одним из важных направлений является противодействие коррупции в судах, которое предусматривает принятие соответствующих мер по превращению судебной системы в сферу без коррупции, а также создание эффективных механизмов предупреждения конфликта интересов в судах.

 

В национальном уголовно-процессуальном законодательстве закреплена возможность использования аудио- и видеозаписи, но только с разрешения председательствующего суда. По инициативе суда или по ходатайству участников экономического судопроизводства может проводиться аудио- или видеозапись судебного заседания. Фотосъемка, аудио- и видеозапись в гражданском судопроизводстве допускаются с согласия сторон и разрешения председательствующего на судебном заседании.

 

Аудио- и видеозапись дисциплинирует всех участников судопроизводства, является профилактическим средством проявления неуважения к суду, позволяет вести электронное протоколирование судебного заседания, может быть представлена при пересмотре дела в последующих инстанциях, а также в целом способствовать осуществлению независимого и беспристрастного судебного разбирательства.

 

Конституционное закрепление гарантий восстановления нарушенных прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки будет способствовать росту доверия общества к судебной системе, а также к авторитету судебной системы, выполнению судами своей роли по поддержанию конституционализма и правопорядка, укреплению принципов справедливости и гуманизма в ходе судебного разбирательства, защите прав человека в целом, поскольку осуществление всех иных прав целиком зависит от надлежащего отправления правосудия.

 

Бобомурод КАРИМОВ,
судья Учтепинского районного суда
по уголовным делам

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ПОЛУЧИЛИ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

В махалле «Рохат» Бектемирского района прошел выездной прием граждан, организованный Ташкентскими городским и административным судами.

В мероприятии приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов и его заместители, председатель Ташкентского административного суда У. Алмамедов, предеседатели и судьи районных и межрайонных судов.

В общей сложности на выездном приеме было принято 37 граждан.

 

18 обращений были направлены по уголовным делам,  18 — касались апелляционной инстанции по гражданским делам,   одно  — по экономическим.

 

Наряду с этим, в ходе мероприятия Бектемирским районным судом по уголовным делам 5 человек были досрочно освобождены от отбывания наказания.

Как отметила председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам столицы Эльза Шамсутдинова, народные приемы — это открытый диалог. Место, где решаются насущные проблемы населения. Здесь каждое обращение стоит под строгим учетом и контролем. Безусловно, для обеспечения прав и интересов человека, прежде всего, важно общаться с людьми, подробно изучить их жизненные проблемы и потребности. Такие приемы, организуемые в целях социальной защиты населения, правовой помощи молодежи и женщинам, считаются важной частью этого процесса.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ОТЦОВСТВА

Установление отцовства — это признание факта, что мужчина — отец данного ребенка. Такой факт регистрируют в загсе на основании совместного заявления родителей по заявлению отца.

 

Если ребенок рожден в браке, мужа автоматически вписывают в свидетельство о рождении в качестве отца. Если же брака не было, отцовство нужно устанавливать.


В настоящее время встречается немало случаев, когда молодые люди не вступают в законный брак. В таких семьях имеются проблемы с установлением отцовства, а также с заполнением в свидетельстве о рождении ребенка графы «Отчество». Однако следует отметить, что в данном случае национальное законодательство направлено на защиту прав и интересов женщин и детей.
Следует иметь в виду, что законом не предусмотрен срок исковой давности по делам данной категории, отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. Установить отцовство можно добровольно или через суд. Добровольно отцовство устанавливают в загсе по совместному заявлению родителей ребенка. Его обычно подают вместе с другими документами сразу после рождения внебрачного ребенка. Тогда свидетельство о рождении будет уже с данными отца.


Установить отцовство над ребенком, рожденным от родителей, фактически не состоящих в законном браке, помо-жет только суд. Для этого мать ребенка должна обратиться в суд по гражданским делам с иском об установлении отцовства. Такие иски также могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца.


В случае рождения ребенка от родителей, не состоящих в законном браке, в соответствии со статьей 62 Семейного кодекса Республики Узбекистан отцовство устанавливается по совместному заявлению обеих сторон. Однако при отсутствии заявления отца отцовство может быть установлено в судебном порядке в случаях, указанных в статье 61 Семейного кодекса.


При установлении отцовства суд учитывает следующие условия. Во-первых, тот факт, что мать ребенка жила и вела общее хозяйство с ответчиком до рождения ребенка, что они совместно воспитывали или обеспечивали ребенка.

 

Совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведение общего хозяйства подтверждаются наличием обстоятельств, характерных для семейных отношений (проживание в одном жилом помещении до рождения ребенка, ведение общего бюджета, совместное питание, взаимный уход, приобретение имущества общего пользования). Прекращение таких отношений между сторонами до рождения ребенка не является основанием для отказа в иске об установлении отцовства.


Согласно постановлению пленума Верховного суда «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства», в целях установления происхождения ребенка в необходимых случаях (например, времени появления плода, наличия способности к деторожде-нию) суд при наличии вышеизложенных обстоятельств вправе по собственной инициативе или по ходатайству сторон назначить судебно-медицинскую экспертизу по делу. Выводы экспертизы являются одним из средств доказывания, и в связи с этим они должны оцениваться судом по совокупности других доказательств, собранных по делу.


Статья 64 Семейного кодекса предусматривает, что все правоотношения родителей и детей должны быть основаны на факте рождения детей от конкретных родителей. Этот факт определяется в предусмотренном законом порядке. То есть не важно — расписаны родители или нет. Если факт отцовства установлен, это является основанием для возникновения взаимных прав/обязанностей.


Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети, рожденные вне брака, после установления факта отцовства имеют равные права с детьми этого же отца, которые были рождены в браке. Поддержка внебрачных детей, закрепленная законодательством в Семейном кодексе, необходима в связи с тем, что с каждым годом их становится все больше.


Маликахон ЗАКИРОВА,
судья судебной коллегии Ташкентского городского суда по
гражданским делам

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПОВЫСИТ КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ

Информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий является одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире.

 

Внедрение электронных сервисов правосудия способно значительно ускорить процесс судопроизводства, сократить нагрузку на аппарат суда, повысить уровень открытости судебной системы, а главное – облегчить доступ граждан (представителей хозяйствующих субъектов) к судебной процедуре через сокращение расходов, обусловленных необходимостью физического присутствия сторон и/или привлечения профессионального представителя.

 

Помимо этого, применение информационных технологий в сфере правосудия способствует расширению практик досудебного и внесудебного урегулирования, деэскалации споров на ранней стадии, а также компенсирует пробелы в области правового знания граждан, препятствующие им эффективно защищать собственные права.

 

В Узбекистане в свете реформ, проводимых в судебно-правовой сфере, вопросу широкого внедрения информационных технологий в систему правосудия отведено одно из первых мест.

 

Так, в целях либерализации института обращения граждан и субъектов предпринимательства в суды по защите своих прав и интересов, повышения уровня достижения правосудия, а также обеспечения открытости и прозрачности деятельности судов в целом Президент Узбекистана подписал постановление «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти» от 3 сентября 2020 года № ПП–4818.

 

Данным постановлением утверждены Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020–2023 годах и «дорожная карта» по интеграции информационных систем судов с информационными системами государственных органов и организаций, предусматривающая автоматическое распределение дел между судьями в судах апелляционной и кассационной инстанций, извещение участников о времени и месте судебного заседания путем отправки смс-сообщений на бесплатной основе, а также ожидается поэтапное интегрирование к информационной системе 28 государственных органов и организаций, в том числе Виртуальной приемной Президента и приемных Премьер-министра, так как на сегодняшний день в связи с отсутствием интеграции между информационными системами министерств и ведомств взаимный обмен данными при рассмотрении дел в судах осуществляется в основном в бумажной форме.

 

Документ является первым шагом к цифровизации судебной системы Узбекистана. При этом глава государства обозначил цель полной цифровизации судебной системы с внедрением передовых систем электронного правосудия. С концептуальной точки зрения реформирование судебной системы с помощью цифровизации на данном этапе направлено на улучшение обеспечения одного из основных прав человека – права на судопроизводство, а также одной из приоритетных задач судопроизводства – своевременное рассмотрение и разрешение дел в целях защиты личных, политических, экономических и социальных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Республики Узбекистан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и органов самоуправления граждан.

 

В настоящее время в национальную судебную систему Узбекистана внедрены такие элементы цифровизации, как электронная подача исковых заявлений (заявлений) и документов, приложенных к ним), видеоконференцсвязь, электронная оплата госпошлины, доступ к текстам судебных актов и ведение электронной отчетности.

 

Следует отметить, что  технические средства является насущной необходимостью, поскольку позволяет существенно снизить издержки судопроизводства для граждан и организаций, резко повысить доступность правосудия.

 

Зафар Бобонов,
председатель Сергелийского районного суда по уголовным делам

БОРЬБА С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ: ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА

Узбекистан – одна из стран, которая активно борется с торговлей людьми. Эта проблема является серьезным вызовом для мирового сообщества, и Узбекистан не остается в стороне, принимая меры для ее решения.

 

Первый шаг, который был сделан Узбекистаном, – это разработка законодательной базы для борьбы с торговлей людьми. В 2008 году был принят закон «О противодействии с торговлей людьми», который определяет понятие торговли людьми и устанавливает ответственность за ее совершение.

 

Кроме того, в стране созданы специальные органы, которые занимаются пресечением данной проблемы. В Узбекистане действует Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду.

 

Которая координирует работу всех органов, занимающихся этой проблемой.

 

Большое внимание уделяется проведению информационной работы среди населения. Проводятся кампании по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании, которые являются одними из основных факторов, способствующих торговле людьми.

 

Следует также отметить сотрудничество с международными организациями. Узбекистан активно сотрудничает с ООН, ОБСЕ и другими международными организациями в борьбе с этим злом современности.

 

В нашей стране уделяется внимание созданию условий для социальной адаптации жертв торговли людьми. В Узбекистане действует целый ряд программ, направленных на помощь жертвам торговли людьми в их социальной адаптации.

 

Не будет лишним отметить ужесточение наказания за совершение преступлений, связанных с торговлей людьми. В Узбекистане за совершение таких преступлений предусмотрены высокие наказания, включая лишение свободы на длительный срок.

 

Резюмируя вышесказанное следует отметить, что Узбекистан не останавливается на достигнутом и продолжает работать над улучшением ситуации в области борьбы с торговлей людьми.

 

Бобир РАХИМОВ,
судья Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

КОРРУПЦИЮ НЕВОЗМОЖНО ПОБОРОТЬ БЕЗ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВА

Коррупция — обширный термин, который служит для определения процесса злоупотребления государственной властью в целях получения личной выгоды. Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere» — растление и «corruptio» — разложение, подкуп, продажность, порча.


Простыми словами коррупция — это процесс, при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения. К таким лицам могут относиться практически все госслужащие, способные тем или иным образом повлиять на разрешение какой-либо ситуации.


Причин для существования и процветания этого растлевающего современное общество зла существует огромное множество, и достаточно сложно привести абсолютно все аспекты возникновения данного явления. Тем не менее основные причины практически всегда находятся на поверхности. Среди них — личная жадность, отсутствие чувства долга служения и единства с обществом, которому служит государственный служащий, низкие заработная плата и возможности самореализации и другие.


Так называемые злоумышленники используют несколько коррупционных методов для достижения своих целей. Каждый из них строго преследуется по закону. На сегодняшний день именно взятка считается главным коррупционным преступлением. Причем это не обязательно могут быть деньги. Взяткой также считаются недвижимость, услуга, льготы и прочие выгоды. Нередко граждане предлагают в госучреждениях взятки, чтобы заполучить необходимую услугу или ускорить ее получение.


Злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. В первом случае должностное лицо использует свое положение на работе для своей выгоды или третьих лиц. При превышении должностных полномочий оно выходит за рамки своих обязанностей, но при этом не обязательно ищет личную выгоду. Следует здесь также отметить фаворитизм или непотизм. Должность на работе предоставляется человеку, который не владеет достаточной компетенцией. Зачастую это могут быть родственники или близкое окружение человека.


В Узбекистане, так же, как и в других странах, ведется непримиримая борьба с этим злом современности. Важным шагом в данном направлении стало подписание одного из самых первых законодательных актов — Закона «О противодействии коррупции». В соответствии с Указом Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года было создано Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан.


Логическим продолжением решительных шагов в борьбе с коррупцией стали подписанные главой государства 29 июня 2020 года Указ «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» и постановление «Об организации деятельности Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан». Таким образом, создана новая структура, осуществляющая государственную политику, направленную на предупреждение и противодействие коррупции.

 

6 июля 2021 года для дальнейшего повышения эффективности системы противодействия коррупции принят еще один важный документ — Указ Президента «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс».


В судебной сфере также уделено повышенное внимание противодействию коррупции. В данном направлении приняты указы главы государства «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» от 21 октября 2016 года, «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года, а также постановление главы государства «О материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 4 мая 2017 года. Данные нормативно-правовые акты служат руководящими принципами в этом направлении.


Каждый из этих документов, касающихся деятельности судебной системы, создают основу для предупреждения и борьбы с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В каждом из них определены основные направления государственной политики по обеспечению независимости судей и предупреждению коррупции в судебной системе. В этой связи созданы правовые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту профессиональной деятельности судей по отправлению правосудия от внешних воздействий, обеспечивается объективность и прозрачность в отборе, подготовке, назначении на должности судей, а также оценке деятельности судей, последовательно внедряются в эти процессы современные информационные технологии. Наряду с этим акцент сделан на формировании высокопрофессионального судейского корпуса, предупреждении и раннем выявлении случаев коррупции среди судей и работников аппарата суда, а также реализации комплекса мер по оценке любого выявленного в судебной системе коррупционного деяния как нетерпимого, повышении профессиональной квалификации, духовности и ответственности судей.

 

С 1 февраля 2021 года в целях предупреждения коррупционных проявлений в судебной системе, обеспечения открытости и прозрачности деятельности совета и судебной системы впервые налажено онлайн-освещение экзаменационных процессов по отбору кандидатов на должности судей посредством сети Интернет. Разработана и внедрена электронная программа оценки профессиональной пригодности по психологическому портрету кандидатов и судей на должность судьи.


Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что коррупция — это действительно важнейшая проблема, которую невозможно побороть без активного участия всего общества. Ведь именно от того, как каждый гражданин относится и реагирует на проявления коррупционных действий, зависит обстановка в государстве в целом. Именно поэтому каждый из нас обязан пресекать любые проявления взяточничества всеми доступными и, что самое важное, законными методами.


Фарход АБДУШУКУРОВ,
судья Яккасарайского районного суда
по уголовным делам

ВЛИЯЕТ ЛИ НАЛИЧИЕ ДВУХ РАЗНЫХ ФАМИЛИЙ НА СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО?

— Я развелась с мужем, но я не изменила свою фамилию. Однако, мой бывший муж подал в суд на меня с использованием моей девичьей фамилии, с целью уменьшить размер алиментов. Скоро состоится судебное заседание, и я задаюсь вопросом, может ли повлиять наличие другой фамилии в моем паспорте и заявлении на судебное разбирательство.

Ирина Павленко, г. Ташкент.

Отвечает председатель Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам Мукаддас Гуламова:

 

— Согласно статье 46 Семейного кодекса, супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака именоваться этой фамилией либо по его желанию при вынесении судом решения о расторжении брака ему может быть возвращена добрачная фамилия.

 

Согласно статье 105 Семейного кодекса, размер алиментов может быть уменьшен судом, если у родителей, выплачивающих алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в размере, определенном законом, оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты, а также в случаях, если родитель, с которого взыскиваются алименты, является лицом с инвалидностью и находится в затруднительном материальном положении или если получающий алименты имеет самостоятельный доход.

 

Кроме того, в соответствии со статьей 46 Гражданского процессуального кодекса, суд, установив, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, может до принятия решения с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве соответчика. О замене ненадлежащего ответчика суд выносит определение.

 

После замены ненадлежащего ответчика рассмотрение дела производится сначала.

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ В УЗБЕКИСТАНЕ

В Узбекистане принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей», который вносит изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан. Эти изменения связаны с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей.

 

Одним из основных изменений является ужесточение наказания за насилие в отношении женщин и детей. Теперь за такие преступления будут предусмотрены более серьезные наказания, включая лишение свободы на длительный срок.

 

Также в законе установлены новые механизмы защиты прав женщин и детей. В частности, усилен контроль за соблюдением правил охраны труда и охраны здоровья женщин и детей на рабочих местах.

 

Кроме того, закон предусматривает создание специальных центров, которые будут оказывать помощь женщинам и детям, ставшим жертвами насилия. В этих центрах будут работать специалисты, которые окажут необходимую помощь и поддержку.

 

Важным изменением является также установление ответственности за несоблюдение правил в области защиты прав женщин и детей. Теперь работодатели и организации, которые не соблюдают эти правила, будут привлекаться к ответственности.

 

Закон также устанавливает новые правила по предоставлению женщинам и детям доступа к образованию и здравоохранению. Он предусматривает создание специальных программ и проектов, которые будут способствовать повышению уровня образования и здоровья женщин и детей.

 

В целом, принятый закон является важным шагом в совершенствовании системы защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей в Узбекистане. Он позволит улучшить условия жизни для многих людей и сделать общество более справедливым и гуманным.

 

Жахонгир ОДИЛОВ,
судья Учтепинского районного суда
по уголовным делам

Перейти к содержимому