Искать:

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ В СУДЕ

Обжалование решений, действий (или бездействия) административных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц является важным элементом обеспечения прав и свобод граждан в правовом государстве. Эта процедура позволяет гражданам защитить свои права в случае, если они считают, что их права были нарушены в процессе административной деятельности.

Дело об обжаловании решений или действий административных органов рассматривается с участием представителей органа или должностного лица, которое приняло обжалуемое решение или совершило соответствующие действия. Однако, если эти лица не явятся на судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение, это не является основанием для приостановки или прекращения рассмотрения дела. Суд продолжает процесс, несмотря на их отсутствие.

Тем не менее, суд имеет право признать явку этих представителей обязательной. В таком случае, они могут быть вызваны в судебное заседание для дачи разъяснений и объяснений по поводу обжалуемого решения или действия.

Судебный орган, рассматривая дело об обжаловании, проверяет законность решения, действий или бездействия административного органа или должностного лица. Важнейшими аспектами являются законность обжалуемого решения или его частей; полномочия органа или должностного лица, принявших это решение или совершивших действия; нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Если суд установит, что решение или действия нарушают законодательство или права заявителя, он принимает решение о признании этого решения недействительным, а действия (или бездействие) — незаконными. В случае, если суд подтвердит, что решение и действия соответствуют законодательству, он отклоняет жалобу.

Решение суда, если оно в пользу заявителя, включает несколько важных моментов. В резолютивной части решения указывается:

–  наименование органа или должностного лица, которое приняло обжалуемое решение, или которое совершило обжалуемые действия;

– признание решения недействительным полностью или в части, а действий или бездействия — незаконными;

– распределение судебных расходов.

Если суд признает решение недействительным или действия незаконными, он обязывает соответствующий орган или должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством. Нарушения прав заявителя должны быть устранены, а орган должен сообщить о выполнении решения в суд и заявителю в течение месяца, если не установлен иной срок.

Решение суда вступает в законную силу по истечении одного месяца с момента его принятия, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке. Если решение не оспорено, оно считается окончательным и обязательным для исполнения.

Процедура обжалования административных решений и действий предоставляет гражданам важный механизм защиты своих прав. Судебное рассмотрение дел по этому направлению способствует обеспечению законности и прозрачности работы административных органов. Система правосудия таким образом служит не только для защиты индивидуальных прав, но и для повышения доверия граждан к государственным институтам.

Акмалжон ШЕРМАТОВ,

заместитель председателя Ташкентского межрайонного административного суда. 

ВАЖНЕЙШИЕ ШАГИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Коррупция является одной из наиболее серьезных угроз для любого государства, так как она напрямую влияет на политическую стабильность и экономическое развитие страны. Узбекистан придает особое значение борьбе с этим явлением, осознавая, что эффективная борьба с коррупцией является ключом к развитию и процветанию государства. В последние годы страна сделала важные шаги в этом направлении, приняв ряд реформ и законов, направленных на предупреждение коррупционных проявлений.

Одним из значительных шагов в борьбе с коррупцией стал принятый 3 января 2017 года Закон «О противодействии коррупции». Документ стал основой для дальнейших антикоррупционных мер, которые продолжили развиваться в стране. Логическим продолжением стали указы Президента Шавката Мирзиёева, направленные на совершенствование системы противодействия коррупции и создание среды, свободной от этого явления. В частности, были приняты указы о создании условий для нетерпимого отношения к коррупции, кардинальном сокращении коррупционных факторов в управлении, а также о широком вовлечении общественности в этот процесс.

Кроме того, в стране ежегодно принимаются Государственные программы по борьбе с коррупцией, направленные на совершенствование законодательства и повышение прозрачности работы государственных органов. Были созданы важные структуры, такие как Агентство по противодействию коррупции и Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции, которые играют ключевую роль в реализации антикоррупционных инициатив.

Однако, несмотря на принятие значимых мер, остается множество проблем в повышении эффективности борьбы с коррупцией. На заседании Национального совета по противодействию коррупции, состоявшемся при участии Президента, был проведен детальный анализ выполненной работы. В ходе своего выступления глава государства подчеркнул, что для борьбы с коррупцией важен комплексный подход, в том числе активное участие институтов гражданского общества.

Для дальнейшего укрепления антикоррупционной деятельности Президент Шавкат Мирзиёев представил 55 конкретных инициатив, которые включают разработку пяти законов, двенадцати указов и постановлений.

Эти меры направлены не только на повышение эффективности борьбы с коррупцией, но и на укрепление доверия граждан к государственным институтам. Создание эффективной и прозрачной системы управления, где коррупция не имеет места, является необходимым условием для дальнейшего развития страны.

Фаррух Тураходжаев,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Узбекистан переживает масштабные преобразования в судебной системе, направленные на улучшение качества правосудия и повышение его эффективности. Одним из важнейших аспектов этих реформ является внедрение цифровых технологий, которые значительно изменяют процесс судебного разбирательства, делают его более быстрым, прозрачным и доступным для населения.

Одним из первых шагов в цифровизации судебной системы стало создание централизованной электронной базы данных по уголовным делам. Эта система позволила судам обмениваться информацией о правонарушениях и обвиняемых в реальном времени, что значительно ускорило процесс рассмотрения дел. С ее помощью стала возможна оперативная и точная работа с материалами уголовных дел, что в свою очередь помогает быстрее принимать решения и исключает человеческий фактор в обработке информации.

Следующим важным шагом стало внедрение электронного документооборота в судебных органах. Этот процесс не только уменьшил время, затрачиваемое на передачу и обработку документов, но и значительно снизил вероятность ошибок, связанных с ручной обработкой информации. Благодаря электронному документообороту документы теперь можно быстро и без потерь передавать между судами, адвокатами, прокурорами и другими заинтересованными сторонами, что ускоряет весь процесс рассмотрения дел.

Одним из самых значимых шагов в рамках цифровой трансформации стало введение виртуальных судебных заседаний. Эта инновация позволила судьям и адвокатам участвовать в судебных разбирательствах удаленно, что значительно ускоряет процесс. Особенно это важно для граждан, проживающих в отдаленных регионах страны, для которых участие в судебных заседаниях на месте было бы затруднительным и дорогим. Виртуальные заседания также снизили нагрузку на судебные учреждения и позволили быстрее решать дела.

Внедрение электронного архива судебных дел стало важным шагом к оптимизации работы судов. Все материалы теперь хранятся в электронном виде, что значительно ускоряет поиск и предоставление нужных документов. Электронный архив также исключает риски потери или повреждения бумажных документов, которые ранее являлись реальной угрозой для сохранности судебных материалов. Это повысило не только безопасность данных, но и оперативность доступа к ним.

Цифровизация судебной системы также значительно улучшила взаимодействие между различными органами правосудия, такими как суды, прокуратура, следственные органы и другие. Теперь эти учреждения могут мгновенно обмениваться информацией, что позволяет быстрее реагировать на возникающие проблемы и ускоряет весь процесс рассмотрения дел. Это стало особенно важно в условиях современной правовой системы, где оперативность и слаженность действий органов правосудия имеют ключевое значение.

Цифровая трансформация судебной системы Узбекистана является важным шагом на пути к созданию более эффективной, прозрачной и доступной системы правосудия. Внедрение современных технологий существенно ускоряет процессы, улучшает взаимодействие между различными органами правосудия и повышает доверие граждан к судебной системе.

Миргани МИРЗОХИДОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда. 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И УЛУЧШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

27 февраля Президент Узбекистана провел важное совещание, посвященное совершенствованию судебной системы страны, улучшению ее открытости и цифровизации. Важнейшими темами обсуждения стали необходимость повышения эффективности работы судов, внедрение передовых технологий, а также создание более удобных условий для граждан и бизнеса.

Судебная система Узбекистана за последние восемь лет претерпела значительные изменения. Приняты около 70 законов, указов и постановлений, направленных на улучшение работы судов и обеспечение верховенства закона. Одним из важнейших достижений является улучшение материально-технической базы судебных органов. Уже сегодня в судах рассматривается более 3 миллионов дел ежегодно, что отражает рост правового сознания и заинтересованности граждан в соблюдении закона.

Одним из важнейших направлений реформы является цифровизация судебных услуг. Уже сейчас 14 ключевых судебных услуг, включая подачу заявлений, отслеживание дел и получение электронных копий решений, переведены в цифровой формат. Платформа my.sud.uz активно развивается, предоставляя все больше сервисов для пользователей. За последний год через информационные системы было ведено около 17 миллионов дел, более 15 миллионов из которых были автоматически распределены без вмешательства человека. Эти шаги не только ускоряют судебные процессы, но и способствуют экономии государственных средств. Только с ноября 2024 года, когда был переведен внутренний документооборот судов в электронный формат, удалось сэкономить 638 миллионов сумов.

Важнейшей частью обсуждения стали меры по дальнейшему совершенствованию цифровизации. В будущем планируется полный отказ от бумажного документооборота в судопроизводстве, что приведет к полному переходу к цифровому формату. В рамках концепции «Цифровой суд» планируется создать Центр информационных технологий при Верховном суде, который займется разработкой необходимых программных продуктов, внедрением искусственного интеллекта и обеспечением кибербезопасности.

Еще одной важной темой стало улучшение работы с бесспорными делами, которыми ежегодно занимаются суды. В 2024 году рассмотрено около 200 тысяч дел по задолженностям за коммунальные услуги, однако такие вопросы могут решаться без участия суда на уровне нотариальных контор. Это позволяет разгрузить судебные органы и ускорить рассмотрение более сложных дел.

Важное внимание было уделено подготовке судей. В условиях быстрого развития технологий, судьи должны обладать высокими компетенциями в области информационных технологий. В связи с этим особое внимание будет уделяться повышению квалификации судей, а также подготовке молодых специалистов, что способствует улучшению качества правосудия в стране.

Муроджон МИРЗОЖОНОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.  

НА ПУТИ К МИРУ БЕЗ КОРРУПЦИИ

Узбекистан продолжает активно повышать свой статус на мировой арене, занимая все более значимые позиции в международных отношениях. Зарубежные эксперты все чаще отмечают миролюбивую внешнюю политику нашей страны, а также реформы, направленные на обеспечение открытости, прозрачности и сокращение бюрократии. Эти изменения оказывают значительное влияние на борьбу с коррупцией и укрепление доверия населения к государственным институтам.

Такое международное признание, наряду с усиливающимся сотрудничеством и обменом опытом с другими государствами, еще раз подчеркивает приверженность нашей страны международным стандартам в области прав человека и антикоррупционной деятельности.

В своих выступлениях глава государства отмечает, что искоренение коррупции является долгом не только каждого демократического общества и государства, но и каждого человека с чистой совестью. Взяточничество разрушает основы общества, подрывает экономику и снижает доверие граждан к государственным органам. Коррупция препятствует развитию демократических институтов и наносит вред гражданским правам и свободам.

Узбекистан активно реализует конвенцию против коррупции, принятую ООН в 2003 году, и принимает системные меры для укрепления демократических процессов в стране. Важным шагом в этом направлении стал Закон «О противодействии коррупции».

Узбекистан продолжит активно участвовать в региональных и глобальных инициативах по борьбе с коррупцией, внедряя новые проекты и делая все возможное для создания честного и справедливого общества. Реформы в области борьбы с коррупцией не только усиливают доверие к государству, но и способствуют укреплению демократических институтов и развитию страны.

Усилия Узбекистана в борьбе с коррупцией на международной арене и в рамках национальных реформ свидетельствуют о приверженности государственности, основанной на принципах справедливости, прозрачности и верховенства закона. Страна активно строит будущее, свободное от коррупции, создавая условия для устойчивого и справедливого развития общества.

Санжар КУЧКАРОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда. 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ГОСОРГАНОВ СТАНОВИТСЯ ДОСТУПНЕЕ

В соответствии со статьей 55 обновленной Конституции Республики Узбекистан, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц. Каждому для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантируется право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.

Данная норма включает право на обжалование в суд неправомерных решений, действий и бездействий государственных органов, организаций и их должностных лиц. Оно играет ключевую роль в обеспечении справедливости и верховенства закона, особенно в отношениях между гражданами и административными органами.

Одной из важнейших задач административных судов является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Административные суды помогают обеспечивать верховенство закона, принимая решения, которые должны быть основаны на строгом соблюдении законных норм, особенно в отношении административных органов, которые могут ограничивать права граждан.

Особое внимание следует уделить новому этапу развития судебной системы, который обозначен в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Документ направлен на расширение сферы применения судебного контроля, включая усовершенствование системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах. Важнейшим элементом этой стратегии является превращение принципов справедливости и верховенства закона в необходимые условия для дальнейшего развития страны.

В рамках стратегии «Узбекистан-2030» была выдвинута цель обеспечения верховенства закона и организации государственного управления на службе народа. Одним из приоритетных направлений этой стратегии является развитие системы административного правосудия и установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Учитывая, что административные суды играют ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан, этот процесс имеет стратегическое значение для улучшения качества правосудия.

Важно отметить, что согласно новому законодательству, принятому в январе 2024 года, были внесены изменения в Закон «О государственной пошлине», который теперь предусматривает освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины при обращении в административные суды. Это касается случаев, когда органы местного самоуправления, исполнительной власти республики или другие уполномоченные органы нарушают права и законные интересы граждан. Такие изменения значительно облегчают доступ граждан к судебной защите и устраняют барьеры, которые могли ранее препятствовать обращению в суд.

Эти реформы являются важным шагом в направлении улучшения административного правосудия и создания более доступной и эффективной системы правосудия для граждан Узбекистана. Появление новых возможностей для обращения в суд и устранение факторов, препятствующих этому, укрепляют доверие общества к судебной системе и подчеркивают обязательность соблюдения прав и свобод граждан на всех уровнях.

Таким образом, изменения в законодательстве и стратегические инициативы, связанные с развитием судебной системы в Узбекистане, являются важной частью построения правового государства. Укрепление системы административного правосудия, внедрение новых механизмов защиты прав граждан и расширение судебного контроля над действиями государственных органов и должностных лиц способствуют обеспечению справедливости и улучшению качества управления в стране.

Уткирбек СОАТОВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

НОВШЕСТВА В ПРАВИЛАХ ВЗЫСКАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ

В стране в последние годы был принят ряд изменений в законодательство, касающееся государственной пошлины и судебных расходов. В частности, в целях улучшения применения норм законодательства и устранения недостатков судебной практики, Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановил ряд уточнений и разъяснений по вопросам взыскания судебных расходов в гражданских делах. Эти меры направлены на повышение прозрачности и улучшение эффективности судебных разбирательств.

Судебные расходы по гражданским делам включают в себя государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Это означает, что помимо пошлины, суды будут учитывать и другие расходы, такие как расходы на свидетельствование, экспертные исследования, почтовые расходы и т. д.

Согласно Закону «О государственной пошлине», государственная пошлина — это обязательный платеж, который взимается за совершение юридически значимых действий или выдачу документов. Документ уточнил, что пошлина является неотъемлемой частью доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, и суды должны строго соблюдать требования по ее взысканию в гражданских делах.

Размер пошлины зависит от характера заявленных требований (имущественные или неимущественные) и исчисляется по установленным ставкам. Суды обязаны четко определить сумму пошлины в зависимости от цены иска, который истец предъявляет в суд. При этом, если иск включает несколько самостоятельных требований, государственная пошлина взимается за каждое требование отдельно.

Согласно новым разъяснениям, государственная пошлина должна быть оплачена до подачи в суд заявления, искового заявления или жалобы, за исключением случаев, когда законом предусмотрен иной порядок (например, отсрочка или рассрочка уплаты). Это правило касается всех заявлений, включая апелляционные, кассационные и ревизионные жалобы.

В случае, если государственная пошлина была уплачена в большем размере, чем это требуется, она подлежит возврату. Пленум уточнил порядок возврата средств, который зависит от конкретных ситуаций, таких как отказ в удовлетворении иска или прекращение производства по делу. Важно отметить, что почтовые расходы возврату не подлежат.

К судебным издержкам относятся расходы на оплату труда свидетелей, экспертов, специалистов, а также другие расходы, связанные с производством осмотра, розыском ответчиков, почтовыми расходами и другими необходимыми действиями. Эти расходы также могут быть взысканы с проигравшей стороны, если суд признает их необходимыми для полного и объективного рассмотрения дела.

Судебные расходы будут распределяться с учетом факта их уплаты и размера пошлины, а также с учетом особенностей каждого дела. В частности, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина может быть взыскана с ответчика пропорционально удовлетворенной части заявленных требований.

Важно отметить, что в случаях, когда государственная пошлина не была уплачена должным образом, суд может возвратить заявление, а также принять решение о взыскании суммы пошлины с заявителя. Также предусмотрены механизмы отсрочки, рассрочки и уменьшения пошлины для физических и юридических лиц, которые не могут уплатить пошлину в установленный срок.

Документ нацелен на улучшение судебной практики, снижение правовых неопределенностей и повышение эффективности судебного разбирательства. Эти меры помогут обеспечить правильное применение законодательства, гарантируя справедливое распределение судебных расходов, а также позволяют сторонам лучше понимать процесс и свои обязательства в рамках гражданских дел.

Адила СУЛТАНОВА,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ: НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

13 февраля 2025 года Президент Республики Узбекистан подписал Закон, который вносит ряд изменений и дополнений в Трудовой кодекс страны. Эти изменения касаются как прав работников, так и обязанностей работодателей, а также вводят новые механизмы для упрощения процедур трудовых отношений.

Одним из важнейших изменений является расширение действия Трудового кодекса на трудовые отношения государственных гражданских служащих, но только в той части, которая не регулируется Законом «О государственной гражданской службе». Это позволяет создать более гибкую систему регулирования трудовых отношений в госструктурах и обеспечивает более четкие правила для работников в государственном секторе.

Законодатель также ввел запрет на увольнение работников по причинам, связанным с беременностью или наличием ребенка. Это решение направлено на защиту прав женщин и создание более безопасных условий для работы в период беременности и в первый год жизни ребенка. Таким образом, работники, находящиеся в такой ситуации, могут чувствовать себя более защищенными на рабочем месте.

Одним из современных нововведений является возможность оформления трудового договора в электронной форме через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда». Это позволит упростить процедуру заключения трудовых договоров, ускорив процесс и снизив административную нагрузку на работодателей и работников. Внедрение данной системы способствует более прозрачным и удобным трудовым отношениям в цифровую эпоху.

Государственные органы и организации теперь обязаны самостоятельно запрашивать необходимые данные о паспорте, идентификационной ID-карте и трудовой книжке сотрудника при его трудоустройстве. Это будет осуществляться через межведомственные интеграционные платформы, что упрощает процесс и снижает вероятность ошибок, связанных с неправильным оформлением документов.

Ранее продолжительность отпуска без сохранения заработной платы была ограничена тремя месяцами в течение календарного года. Теперь же продолжительность такого отпуска не должна превышать трех месяцев в течение двенадцатимесячного периода, что дает работникам больше гибкости в планировании времени для решения личных или семейных вопросов.

Работники, обучающиеся по вечерней или заочной форме обучения в высших, средних профессиональных и средних специальных учебных заведениях, теперь получают право на учебные отпуска с сохранением средней заработной платы. Так, для студентов I и II курсов по вечерней форме обучения в высших учебных заведениях отпуск составит не менее 20 дней, в то время как для обучающихся по заочной форме – 30 дней. Для студентов III и старших курсов отпуск будет увеличен до 30 дней для вечерней формы в вузах и до 40 дней для заочной формы.

Эти изменения в Трудовом кодексе призваны улучшить условия труда, повысить защиту прав работников и упростить процессы трудовых отношений как для работников, так и для работодателей. Законодательные новшества создают основы для более современного и справедливого трудового законодательства, соответствующего актуальным требованиям времени.

Максуд ХАЖИЕВ,

заместитель председателя Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Президент Узбекистана утвердил Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами». Эти изменения внесены в Уголовно-процессуальный, Экономический процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, и направлены на усовершенствование юридической практики в области цифровых технологий, а также на более эффективную работу с электронными данными и цифровыми доказательствами в судебных разбирательствах.

Согласно новому законодательству, электронные данные — это информация, которая создается, обрабатывается и хранится с использованием электронных устройств, информационных систем и технологий. В свою очередь, цифровые доказательства включают в себя различные электронные данные, которые имеют значение для дела, такие как файлы, аудио- и видеозаписи, а также информация, полученная из интернета.

Нововведение расширяет возможности использования цифровых технологий в судебных процессах, при этом уточняя правила, которые обеспечивают законность и правильность работы с такими доказательствами.

В уголовных процессах цифровые доказательства не считаются письменными, а в гражданских и экономических делах они могут быть приняты только при нотариальном заверении. Участники судебных разбирательств могут предоставлять копии цифровых доказательств в бумажной форме, но такие копии считаются допустимыми лишь в случае, если имеется оригинал.

Цифровые доказательства могут быть собраны при изучении технических устройств, телекоммуникационных сетей и интернета. Однако важно отметить, что их изъятие и обыск могут проводиться только на основании судебного решения или в рамках закона, что подчеркивает важность соблюдения прав и свобод граждан в процессе получения таких данных. Данные, полученные без участия специалистов, считаются недопустимыми.

Кроме того, в соответствии с новыми поправками, граждане и должностные лица могут добровольно передавать электронные данные органам доследственной проверки.

Электронные данные, которые признаны доказательствами и использованы в подготовке или совершении преступления, могут рассматриваться как орудие преступления.

Эти изменения в законодательстве направлены на эффективное использование цифровых технологий в юридической практике и обеспечивают более гибкую, современную и прозрачную систему работы с электронными данными и доказательствами. Закон помогает интегрировать цифровые технологии в судебные процессы, улучшая сбор и обработку доказательств, а также повышая общую безопасность и законность в правовой системе страны.

Мухтарама ТУРГУНОВА,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ШАГИ К ПРОЗРАЧНОСТИ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Борьба с коррупцией стала приоритетом для всего мирового сообщества, поскольку этот скрытый, но крайне разрушительный феномен оказывает негативное влияние на все аспекты общественной жизни.

Он замедляет экономическое развитие, нарушает права человека и усугубляет социальное неравенство. В ответ на эти угрозы мировые лидеры объединили усилия как на региональном, так и на глобальном уровнях для эффективной борьбы с коррупцией, разрабатывая и реализуя совместные стратегии и инициативы. Осознание масштабности угрозы, которую несет коррупция, побуждает страны предпринимать активные меры по ее искоренению в масштабе всей планеты.

Узбекистан активно включился в этот процесс, принимая решительные и целенаправленные меры по противодействию коррупции, что становится важнейшим фактором устойчивого развития страны. Одним из ключевых шагов стало внедрение электронного правительства, что способствует повышению прозрачности и эффективности работы государственных органов. Важным аспектом также является привлечение граждан к процессам управления, что укрепляет подотчетность властей. Вдобавок к этому Узбекистан активно сотрудничает с международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, внедрять передовые практики и участвовать в глобальных инициативах по борьбе с коррупцией.

Долгосрочная антикоррупционная стратегия, разработанная до 2030 года, а также участие в международных проектах и обмен результатами исследований и практическими решениями, позволяют Узбекистану стать одним из лидеров в регионе по уровню открытости и прозрачности государственного управления. Цифровизация государственных услуг и активное участие граждан в принятии решений открывают новые возможности для укрепления доверия к государственным институтам.

Помимо этого, крайне важным является формирование сознания у подрастающего поколения, которое должно ценить честность и решительно бороться с коррупцией. В этом процессе большую роль играют образовательные программы и информационные кампании, направленные на повышение осведомленности о вреде коррупции и значимости борьбы с ней.

Борьба с коррупцией — это долгосрочный и комплексный процесс, который требует слаженных усилий со стороны всех слоев общества. Узбекистан предпринимает важные шаги в этом направлении, и эти усилия, несомненно, приведут к укреплению правовых институтов, повышению прозрачности и ответственности в стране, что в свою очередь создаст благоприятные условия для дальнейшего процветания и устойчивого развития.

Абдулла АБДУЛХАЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому