Искать:

Расширяется деятельность административных судов

В нашей стране особое внимание уделяется демократизации и обеспечению независимости судебной системы. Реформы, проводимые в системе, способствуют повышению доверия граждан и предпринимателей к судебным органам, обеспечению стабильности судебных решений.

Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами» от 26 апреля 2023 года является логическим продолжением проводимых реформ в целях совершенствования деятельности административных судов при рассмотрении споров, вытекающих из публично-правовых отношений. Настоящим законом введен ряд норм, направленных на усиление роли административных судов при рассмотрении жалоб на решения государственных органов. В частности, введен новый принцип административного судопроизводства —делопроизводство по принципу «активного участия суда». При этом установлено, что административные суды обязаны по собственной инициативе собирать дополнительные доказательства для установления фактического состояния дела, а лица, участвующие в деле, должны оказывать содействие суду в расследовании фактического состояния дела и сборе доказательств.

Следует отметить, что вышеупомянутым законом было внесено еще одно важное изменение – принцип «единого окна» в судебную систему. Отныне заявления будут приниматься на основе «единого окна», независимо от того, относится ли дело к гражданскому, экономическому или административному суду. В частности, при разъяснении по административному судопроизводству теперь отменен порядок отказа в приеме или прекращения производства по делу в связи с тем, что заявление (жалоба) заявителя, обратившегося в административный суд, не относится к данному суду. В соответствии с новым порядком установлено, что при обнаружении заявления (жалобы), поданного в административный суд с нарушением правил судебной принадлежности, в течение 5 дней следует направить материалы дела в соответствующий суд с вынесением постановления «о передаче заявления (жалобы) на рассмотрение в суд по гражданским делам или в экономический суд».

Закон также установил новую норму о заключении договорного соглашения с целью прекращения спора между сторонами. Теперь сторонам предоставлен механизм достижения примирения по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, на основе их добровольного согласия, право заключать мировое соглашение. Основной задачей договорного соглашения является сближение позиций сторон по конкретным административным делам, выявление дополнительных возможностей урегулирования условий разрешения спора и, исходя из собственных интересов и возможностей, предоставление возможности для достижения результатов примирения путем взаимных переговоров.  Кодекс Об административном судопроизводстве Республики Узбекистан  был дополнен новой, 151-й главой, определяющей процессуальный порядок заключения договорного соглашения. По нему стороны могут разрешать спор на всех этапах административного судопроизводства, в том числе и в процессе исполнения судебного акта, заключая мировое соглашение. При этом соглашение сторон допускается только при наличии у ответчика права на применение или отказ от применения соответствующей меры по собственному усмотрению на основании собственной оценки ответственным лицом законности и целесообразности одной из мер, допущенных в рамках законодательства.

В соответствии с документом первоочередной задачей административных судов является обеспечение верховенства закона в отношениях граждан и субъектов предпринимательства с органами государственной власти, а также эффективная защита их прав и законных интересов. При выполнении этой задачи важно своевременное оформление судебных документов.

Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами» расширена категория дел, относящихся к административным судам.

Подводя итог, можно сказать, что любое новое законодательство, принимаемое в целях реформирования судебной системы, на практике выступает не только как гарантия гражданам и предпринимателям достижения справедливости, но и как гарантия безусловного исполнения судебных решений и совершенствования судебной деятельности в рамках международных требований.

Олимжон ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

«Стратегия Узбекистан — 2030»: независимость судебной власти

11 сентября текущего года главой государства был подписан Указ «О стратегии Узбекистан —2030». Кроме того,  было принято постановление о ее своевременной реализации.

Следует отметить, что стратегия включает в себя 100 целей и 5 приоритетных направлений:

1. Обеспечение благосостояния населения путем устойчивого экономического роста;

2. Экономия водных ресурсов и охрана окружающей среды;

3. Обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу;

4. Последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасное и миролюбивое государство».

В качестве приоритетной задачи в Стратегии «Узбекистан-2030» определено обеспечение эффективного судебного контроля за действиями государственных органов и должностных лиц, а также развитие системы административной юстиции.

В документе также отражена цель радикального улучшения статуса адвокатуры и развития системы квалифицированной юридической помощи. Для достижения этой цели предлагается перевести институт на систему самоуправления и обеспечить его истинную независимость от государственных органов и других структур. Это, в свою очередь, способствует повышению роли и места адвокатуры в эффективной защите прав и законных интересов человека.

Важный документ также предписывает увеличить число адвокатов до не менее чем двух тысяч, а также достичь не менее 50% уровня электронного документооборота между адвокатами и государственными органами по гражданским, административным и экономическим делам.

Таким образом, в Стратегии Узбекистан — 2030 отражены такие вопросы, как социально-экономическое развитие страны, обеспечение прав и свобод человека, послужит выведению последовательных реформ в данном направлении на совершенно новый уровень.

Муроджон Мирзожонов,

председатель Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

Новый Основной закон обеспечит справедливость и процветание

Принятие новой редакции Конституции Узбекистана на референдуме 30 апреля 2023 года является значимым прогрессом в обеспечении прав человека и развитии демократии в стране.

Новая конституция закрепляет ряд важных принципов, в том числе верховенство закона, разделение властей, продвижение демократии и надлежащего управления и т.д. Эти изменения рассматриваются как важный шаг к превращению Узбекистана в более демократичное и открытое общество.

Конституция гарантирует право на частную собственность и устанавливает ряд экономических свобод. В ней также излагается приверженность правительства экономическому развитию и социальной справедливости.

Новая редакция Конституции Узбекистана является важным шагом в развитии страны, обеспечивая надежную основу для демократического и правового развития. Ее принятие также может способствовать экономическому прогрессу Узбекистана.

В самом начале Конституции говориться, что Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления. До этого в конституции не было конкретно уточнено, что Узбекистан светское государство.

Также в нем установлено, что государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. Это большой шаг в сторону обеспечения прав и свобод граждан.

Кроме того, отныне арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов.

Еще одним новшеством стало то, что теперь лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания. Слова «на понятном ему (лицу) языке» до этого не было предусмотрено ни в одном документе. Теперь простое зачитание прав задержанному лицу недостаточно. Необходимо объяснить и разъяснить, что именно подразумевается под этими правами.

В Конституции принятым в новой редакции каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. Данная норма обеспечивает доступ к профессиональной юридической помощи всего населения.

В Основном законе принятом в новой редакции предусмотрены ряд и других новшеств, которые служат защите прав и свобод человека.

Это лишь некоторые из прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Узбекистана. Важно помнить, что эти права не являются абсолютными. Правительство может ограничить эти права при определенных обстоятельствах, но только если ограничения необходимы для защиты национальной безопасности, общественного порядка или прав других лиц.

Следовательно, принятие Конституции является значительным прогрессом для Узбекистана, имеющим потенциал сделать страну более демократичной, справедливой и процветающей.

Зафар БОБОНОВ,

председатель Сергелийского районного суда по уголовным делам.

Защита прав и выполнение обязательств в сфере инвестиций

Важным элементом привлечения иностранных инвестиций и стимулирования экономического роста государств является гарантирование прав инвесторов в международном публичном праве. Вопрос о том, как государства и международные организации обеспечивают защиту этих прав, а также о том, как инвесторы могут защитить свои интересы, остается актуальным.

Для достижения двух основных целей – защиты интересов инвесторов и обеспечения свободного движения капитала – существует Международное право в области инвестиций, которое регулирует права и обязанности инвесторов и государств. Для этого заключаются различные международные соглашения, включая двусторонние и многосторонние, которые содержат механизмы защиты инвесторов, например, предоставление возможности обращения в международный арбитраж и защиту от национализации.

В международном публичном праве существует несколько механизмов по защите инвестиций, включая:

  1. Двусторонние инвестиционные договоры (BIT). Это соглашения между двумя странами, которые гарантируют защиту инвестиций, включая права инвесторов и обязательства правительств. В случае нарушения BIT инвесторы могут обратиться к механизму решения споров, включенному в соглашение.
  2. Система Всемирной торговой организации (ВТО). ВТО предоставляет механизмы по защите инвестиций через правила и процедуры, которые регулируют торговлю и инвестиции между ее членами.
  3. Национальное законодательство. Многие страны имеют национальные законы и правила, которые регулируют инвестиции и обеспечивают их защиту. Инвесторы могут использовать местные суды и арбитражные процедуры для защиты своих прав.
  4. Международные организации и программы развития. Некоторые международные организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк, предоставляют финансовую поддержку и консультационную помощь инвесторам, чтобы помочь им защитить свои права и уменьшить риски.

Эта тема остается важной из-за необходимости постоянного улучшения способов защиты прав инвесторов. Тем не менее, защита прав инвесторов не должна противоречить интересам национальной безопасности и суверенитету государств. Государства вправе принимать меры, направленные на защиту национальных интересов, такие как регулирование иностранных инвестиций. При этом такие меры должны быть приняты в соответствии с международным правом и не должны нарушать прав инвесторов, закрепленных в международных соглашениях.

Инвесторы также могут принимать меры для защиты своих прав. Например, они могут включать в свои контракты с государствами механизмы защиты, которые позволяют им обращаться в международный арбитраж в случае нарушения прав.

Тема защиты прав инвесторов в международном публичном праве является сложной и многогранной, поскольку требует учета интересов как инвесторов, так и государств, и балансирования этих интересов. Для обеспечения стабильной инвестиционной среды необходимы эффективные механизмы защиты, соглашения и общественные организации, которые защищают права инвесторов. Однако при разработке таких механизмов необходимо учитывать и уважать национальную безопасность и суверенитет государств, чтобы сохранить баланс между интересами инвесторов и государств, с учетом принципов международного права.

 

 

Бибиназ КЕУНИМЖАЕВА,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

Борьба с торговлей людьми: никто не должен быть товаром

Торговля людьми — это незаконная деятельность, которая включает в себя куплю-продажу, перевозку, вынужденный труд или принуждение к проституции. Жертвами такой торговли могут быть как мужчины, так и женщины, а также дети.

В Узбекистане в качестве нормативно-правовой базы, реформирующей данную сферу принято считать два основополагающих документа — Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговли людьми» подписанный главой государства в 2008 году, а также данный документ в новой редакции от 2020 года.  

Эти нормативно-правовые акты устанавливают ответственность за все виды данного деяния. Также они предусматривают наказание для лиц, занимающихся торговлей людьми, а также для тех, кто использует услуги таких лиц. Кроме того, в соответствии с законом установлены меры по защите жертв торговли людьми и их реабилитации.

Один из главных принципов данных нормативно-правовых актов —предотвращение этого зла современности. Для этого проводятся мероприятия по информированию населения о рисках, связанных с торговлей людьми, а также о том, как не стать жертвой торговцев людьми. Свой вклад также вносят и представители судебной системы. Так, судьи регулярно на встречах с жителями в махаллях объясняют о последствиях этого бесчеловечного преступления.

Следует также отметить, что в данных законах установлены меры по защите прав жертв торговли людьми. Они включают в себя меры по обеспечению их безопасности, а также помощь в их реабилитации и возвращении в общество. Кроме того, национальное законодательство устанавливает меры по возмещению ущерба, нанесенного жертвам торговли людьми.

Ориф КЛИЧЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ — НАШ ДОЛГ

Уровень духовно-культурного, экономико-социального и политического развития любого государства и общества зависит от того, насколько много внимания уделяется науке в этом государстве и что делается для ее развития.


В развитии страны, главным приоритетом для граждан является удовлетворенность работой государства, взаимоотношениями между гражданами и государственными служащими, а также достижение полноценной жизни. Это является неотъемлемым приоритетом для любого государства, включая Узбекистан.


В свете этого была ясно поставлена цель антикоррупционным органам – осуществить внедрение разработанных норм, включая создание механизмов для предотвращения и устранения коррупции на всех уровнях, в соответствии с законом и принципами законности.


Прежде всего, когда речь заходит о коррупции, о том, как она негативно влияет на развитие общества и государства, каждому гражданину необходимо знать и понимать, что представляет собой это зло и как с ним бороться.  


В статье 3 Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» дается четкое определение. Так, коррупция — незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды. Согласно определению коррупции, основным признаком является стремление лица к личной выгоде, будь то материальное или нематериальное благо, за выполнение определенной работы. 


В борьбе с этим злом Узбекистаном проводятся решительные меры.  В частности, принятие закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции»  от 3 января 2017 года было отмечено как новый этап.


В данном законе необходимо отметить, что основные направления антикоррупционной политики, государственные программы и установленные законом полномочия органов, занимающихся борьбой с коррупцией, включая Национальный совет Республики Узбекистан по борьбе с коррупцией и его территориальные советы, а также Агентство по борьбе с коррупцией, являются ключевыми факторами в противодействии коррупции в государстве. Органы государственной власти также играют важную роль в этом процессе.


Поскольку государство имеет свою позицию в борьбе с коррупцией, каждый гражданин должен осознавать свою ответственность независимо от расы, национальности, языка, религии и социального происхождения, поскольку все они являются гражданами одного и того же государства.


Для достижения этой цели необходимо прежде всего обеспечить гражданам необходимые знания, внимательность к изменениям, осведомленность о новых законах и возможности обращения в государственный орган при нарушении их прав и интересов или в случае коррупции.

 

Анжелика Шамсутдинова,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ – МНОГОГРАННАЯ УГРОЗА

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми – многогранная угроза. Она отнимает у людей их права и свободы, повышает риск для их здоровья во всем мире и способствует росту организованной преступности.

 

Примерно 80% жертв транснациональной торговли людьми составляют женщины и девочки; из них около 50% — несовершеннолетние. Большинство жертв транснациональной торговли людьми – это женщины, которые подвергаются сексуальной эксплуатации в коммерческих целях.

 

Доходы от эксплуатации жертв торговли людьми оцениваются в 9.5 млрд. долларов.

 

Среди факторов притока жертв в систему торговли людьми можно назвать разрыв в экономическом развитии стран, бедность, привлекательность предполагаемого высокого уровня жизни в других местах, отсутствие возможностей для трудоустройства, коррупция, политическая нестабильность и вооруженные конфликты и т.д.

 

Торговля людьми – купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение.

 

По размеру получаемой прибыли торговля людьми стоит следом за наркоторговлей, незаконной торговлей оружием. Противодействие торговле людьми является на сегодняшний день является одной из актуальных проблем во всем мире.

 

Согласно Статьи 135 Уголовного кодекса Узбекистана торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации, наказывается ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет.

 

Те же действия, совершенные:

 

— путем похищения, применения насилия или угрозы его применения либо других форм принуждения;

 

— в отношении двух или более лиц;

 

— в отношении лица, заведомо для виновного находившегося в беспомощном состоянии;

 

— в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного;

 

-повторно или опасным рецидивистом;

 

— по предварительному сговору группой лиц;

 

— с использованием служебного положения;

 

— с перемещением потерпевшего через Государственную границу Республики Узбекистан или с незаконным удержанием его за границей;

 

— с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего;

 

— с целью получения трансплантата наказываются лишением свободы от пяти до восьми лет.

 

Те же действия:

— совершенные в отношении лица, заведомо для виновного не достигшего восемнадцати лет;

-повлекшие смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия;

— совершенные особо опасным рецидивистом;

— совершенные организованной группой или в ее интересах, —

наказываются лишением свободы от восьми до двенадцати лет.

 

Кроме того, в нашей стране действует закон, регулирующий данную сферу — «О противодействии торговле людьми». Он был подписан главой государства в 2020 году.

 

Закон дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В документе определен статус Национальной и территориальных комиссий по противодействию торговле людьми и принудительному труда, национального докладчика, указаны полномочия Кабинета Министров. В число ответственных госорганов включены Генеральная прокуратура и Министерство занятости и трудовых отношений.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Сардор СОДИКОВ,
председатель Мирабадского районного суда
по уголовным делам

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КРОЕТСЯ В СОВМЕСТНЫХ УСИЛИЯХ

В апреле глава государства подписал Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей».

 

Документ направлен на решение определенных проблем в практике правоприменения и призван предупредить домогательство и насилие в отношении женщин и детей, что послужит улучшению морально-нравственной среды в семьях.

 

Проблема насилия в семье является признаком неблагоприятной социально-этической обстановки как внутри семьи, так и в обществе в целом. В последнее время были приняты нормативно-правовые акты, направленные на предотвращение этой проблемы. Благодаря проведенным реформам за последние годы, в стране были созданы политические, правовые, социально-экономические и научно-просветительские основы, необходимые для построения Нового Узбекистана на основе идеи о том, что достоинство человека является главным приоритетом общества и гуманного государства.

 

Одним из приоритетных направлений, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистан на 2022—2026 годы на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», является создание гуманного государства, которое будет уважать честь и достоинство каждого человека и продолжать развивать свободное гражданское общество. Согласно шестнадцатой цели Стратегии будет создана эффективная система сохранения общественного порядка и повышено качество предотвращения правонарушений.

 

В настоящее время проблема жестокого обращения с женщинами и детьми в семье продолжает оставаться важной. Она создает неблагоприятную ситуацию для нормальной жизни и формирует специальную личностную структуру, которая способствует развитию негативных чувств направленных как на себя, так и на других. В результате этого, она наносит не только непоправимый вред личности, но и обществу в целом.

 

На сегодняшний день различают три основных вида насилия: физическое, сексуальное и психологическое (эмоциональное). В 70 процентах случаев жертвами чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи: женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды.

 

К социально-экономическим факторам относится низкий доход, уровень образования и профессиональной подготовки, безработица или временная работа, плохие квартирные условия, отсутствие социальной помощи, вызывающие напряженность от неудовлетворенности основных потребностей членов семьи и проявления жестокости. Поэтому для предупреждения и предотвращения насилия в семье требуется проведение профилактической работы.

 

Существует множество эффективных методов борьбы с семейным и бытовым насилием, включая систематическое освещение проблемы в СМИ, проведение бесед с населением, организацию благотворительных акций и общественно-значимых мероприятий, выездные консультации специалистов, установление «горячих линий», контроль за детьми школьного возраста, которые не посещают или пропускают занятия, создание безопасной образовательной среды и повышение правовой грамотности в отношении преступлений против личности и другие.

 

Семейно-бытовые конфликты с применением насилия являются серьезным нарушением прав человека на жизнь и физическую неприкосновенность, на свободу от дискриминации по половому признаку, на здоровое и безопасное развитие и другие. На современном этапе развития общества, данная проблема начинает осознаваться членами социума и постепенно решаться.

 

Решение проблемы насилия в семье и жестокого обращения с несовершеннолетними возможно лишь при взаимодействии всех заинтересованных организаций.

 

Нилуфар ДАДАБАЕВА,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ СТАНОВЯТСЯ НАДЕЖНЫМ ЗАЩИТНИКОМ

Особое внимание в нашей стране уделяется демократизации и независимости судебной системы. Реформы, проводимые в системе, служат повышению доверия граждан и предпринимателей к судам, обеспечению стабильности судебных решений.

 

Более надежная защита прав и интересов граждан и предпринимателей, обслуживание государственными органами населения является одной из главных целей государственной политики. В данном случае административные суды являются важной системой, реализующей этот принцип. Указом Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» установлена организация системы административных судов, которые начали свою деятельность с 1 июня 2017 года. Основной их задачей является разрешение споров, возникающих из публично-правовых отношений.

 

В качестве логического продолжения реформ, проводимых в целях совершенствования деятельности административных судов при рассмотрении споров, возникающих из публично-правовых отношений, 26 апреля 2023 года вступил в силу закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективно защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях  с государственными органами». Документом введены нормы, направленные на усиление роли административных судов при рассмотрении жалоб на решения государственных органов. В частности, при рассмотрении дел в административном суде было введено производство на основе нового принципа «активного участия суда». При этом было установлено, что административные суды обязаны собирать дополнительные доказательства по собственной инициативе для определения истинного положения дела, а лица, участвующие в деле, обязаны оказывать содействие суду в проверке истинного положения дела и сборе доказательств.

 

Следует отметить, что упомянутым выше законом было внесено еще одно важное изменение – принцип «единого окна» в судебную систему. Отныне заявления принимаются по принципу «единого окна», независимо от того, касается ли дело гражданского, экономического или административного судопроизводства.

 

Следует отметить, что  первоочередной задачей административных судов является обеспечение верховенства закона в отношениях граждан и хозяйствующих субъектов с государственными органами, а также эффективная защита их прав и законных интересов. При выполнении этой задачи важно своевременное оформление судебных документов. В качестве гарантии исполнения судебных актов в кодекс «Об административном судопроизводстве Республики Узбекистан» введены нормы, расширяющие полномочия административных судов. В частности, вступивший в законную силу юридический документ должен быть исполнен административным органом, органом самоуправления граждан, организаций и должностных лиц в течение месяца со дня его законного вступления в силу, если иной срок не установлен судом. В случае неисполнения судебного приказа административными органами административный суд был уполномочен налагать на соответствующих должностных лиц судебный штраф.

 

Нигора КЕНЖАЕВА,
судья Ташкентского межрайонного
административного суда

ЛЮБИТЕЛИ ЧУЖОГО

Все фигуранты приведенных ниже историй — отъявленные рецидивисты. Каждый из них не раз побывал в местах заключения. Но выводов для себя никто не сделал, тяга к легким деньгам оказалась сильнее. Так или иначе любители чужого в конечном итоге оказались за решеткой.


Была глубокая ночь, но двум мужчинам — Игорю Б. и Андрею В. (имена изменены) не спалось. Зная, что хозяйки нет дома, они проникли в ее квартиру и похитили сейф, который сам по себе стоил пять миллионов сумов. Но злоумышленников интересовал не столько сам сейф, как его содержимое. А в нем было много дорогостоящих вещей — валюта и драгоценности. В общей сложности мужчины обокрали хозяйку почти на 500 миллионов сумов. Правда, воспользоваться этим богатством ворам в полной мере не удалось. Их быстро задержали сотрудники правоохранительных органов. Судебная коллегия под председательством судьи Учтепинского районного суда по уголовным делам Б. Каримова не очень поверила в искренность раскаяния подсудимых. Игоря Б. приговорили к 14 годам лишения свободы, Андрея В. — к 13 с половиной годам.

 

Искандер К. решил покататься на велосипеде. И все бы ничего, да только вещь оказалась не его. Хозяйка велосипеда, который стоил ни много ни мало один миллион 600 тысяч сумов, опрометчиво оставила его без присмотра. К слову, продал Искандер велосипед всего лишь за 400 тысяч сумов. Но потратить их не успел. Его задержали практически сразу после кражи. Чиланзарский районный суд по уголовным делам под председательством У. Кахарова приговорил ранее трижды судимого Искандера К. к двум с половиной годам лишения свободы.
В свои 30 лет Александр С. уже четыре раза был судим. Его подельник Исмаил Д. отбывал до этого наказание только один раз.

 

Воспользовавшись доверчивостью Игоря П., они попросили его дать свой телефон, чтобы срочно позвонить. Молодой человек по доброте душевной не отказал. А напрасно. Мужчины звонить не собирались, получив телефон, стоил который два миллиона 800 тысяч сумов, скрылись. Продать похищенное преступники не смогли, так как случайно разбили украденный телефон. Но это их не оправдывает. И хотя они возместили пострадавшему ущерб в полной мере, по приговору Сергелийского районного суда по уголовным делам под пред-седательством судьи Ш. Юлдашева Александр С. проведет в заключении три с половиной года, а Исмаил Д. — три года.


Кража — тайное хищение чужого имущества признается преступлением практически во всех юрисдикциях. Охватывает посягательство на любую форму собственности. Юридически отлично от таких схожих видов хищений, как грабеж, разбой, мошенничество, растрата. Воровство в обывательском понятии является синонимом кражи.

 

Изначально в русском языке «воровство» означало противление государственным интересам, преступления против власти. Человек, занимающийся кражами, назывался тать, а промысел — татьба.
Патологическая тяга к воровству не ради вознаграждения, а по психическим мотивам является признанным психическим заболеванием — клептоманией.


В целях обеспечения верховенства закона в нашей стране осуществлен комплекс правовых и организационных мер, направленных на реализацию конституционных прав граждан. Однако определение рамок дальнейшего регулирования законодательных и подзаконных актов требует четкого определения в правовых нормах ответственности физических и юридических лиц, а также вопросов, относящихся к полномочиям органов хозяйственного управления.
В связи с этим законом вносятся соот-ветствующие изменения в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности и Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика».


Не секрет, что в последнее время с помощью электронных платежных средств или систем дистанционного обслуживания совершается много преступлений, связанных с хищением чужого имущества, мошенничеством, кражей.
Сегодня это правонарушение классифицируется по статьям 168, 169 Уголовного кодекса, названным как мошенничество, кража. Однако становится ясно, что наказания, предусмотренного этими статьями, недостаточно для того, чтобы виновные искренне раскаялись в содеянном, вернулись на правильный путь, встали на путь исправления, проще говоря, наказание оказывается мягким.

 

Поэтому настоящим законом усиливается наказание за подобные преступления, то есть теперь за мошенничество, совершенное с незаконным проникновением в информационные системы и с их использованием, уплачивается штраф в размере от 300- до 400-кратной базовой расчетной величины. Сейчас этот размер составляет от 100- до 300-кратной базовой расчетной величины.
Или, согласно действующей норме, за это преступление предусмотрено от трех до пяти лет лишения свободы, сейчас этот срок четко устанавливается — от пяти до восьми лет.


Более того, в действующем законодательстве имеются пробелы в установлении ответственности за такое поведение, как неуважительное отношение к присущим нашему народу национальным и общечеловеческим ценностям, святыням, а также к памятникам, посвященным важным историческим событиям в жизни нашей страны, установленным в целях увековечения памяти выдающихся государственных и общественных деятелей, национальных героев.
В связи с этим в Кодекс об административной ответственности вносится новая норма, предусматривающая ответственность за неува-жительное отношение к объектам материального культурного наследия, то есть надругательство над ними или их порчу.


Также вносятся понятия размера, устанавливаемого за причинение вреда, т. е. мелкий ущерб и небольшой ущерб, в соответствии с которыми под мелким ущербом понимается размер в пределах до 30 базовых расчетных величин, под небольшим ущербом понимается размер в пределах от 30 до 100 базовых расчетных величин.
В процессе разработки данного закона изучены международный опыт, законодательство стран Содружества и частично учтены нормы, соответствую-щие нашему национальному законодательству.


Принятие закона, во-первых, послужит предупреждению преступлений, связанных с кражей и мошенничеством, таких как хищение электронных денежных средств физических и юридических лиц, а также хищение денежных средств со счетов или пластиковых карт граждан, во-вторых, достойному сохранению национальных и общечеловеческих ценностей, святынь, недопущению неуважительного отношения или надругательства над памятниками, которые посвящены важным историческим событиям, связанным с жизнью нашей страны, установлены в целях увековечения памяти выдающихся государственных и общественных деятелей, национальных героев.


Александр ВАСИН

Перейти к содержимому