Искать:

Странная находка

29-летний О.М. раньше никаких проблем с законом не имел. Однако попался на том, что приобрел благодаря соцсетям наркотики.

… Поздним вечером О.М. решил проводить свою знакомую Д.И. до дома. Молодые люди прогуливались возле одной из школ, расположенных в Учтепинском районе столицы. Сотрудникам правопорядка показалось странной эта молодая пара. Они остановили их и попросили предъявить документы, а затем и показать содержимое личных вещей.

Молодой человек открыл свою сумку. Блюстителей закона заинтересовал небольшой кожаный кошелек. Они попросили показать, что в нем находится. В кошельке лежал небольшой камень, похожий на кусочек цемента. Сотрудники ОВД поинтересовались находкой у молодого человека, но он ничего не ответил. Так как на улице было темно сотрудники правопорядка для дальнейшего разбирательства доставили О.М. и Д.И. в районное УКД ОВД.  Здесь в присутствии понятых был осуществлен повторно осмотр личных вещей. При расколе непонятного камня обнаружен полиэтиленовый пакетик с порошкообразным средством со специфическим запахом. Когда сотрудники ОВД снова поинтересовались у О.М., что носит он в своем рюкзаке, молодой человек ответил, что это героин и то, что он купил его при помощи бота в соцсетях. А нашел закладку в одном из кварталов Учтепинского района.

Содержимое было направлено на судебно-химическую экспертизу. Согласно заключению, изъятое у О.М. вещество содержит диацетилморфин и в народе называется героином. Весил этот пакетик 0,3709 грамма.

Д. И. не знала, что ее друг употребляет наркотики. О. М. в содеянном чистосердечно раскаялся, пообещал впредь не совершать подобные поступки.

При назначении вида и размера наказания подсудимому суд учел его чистосердечное признание, семейное и материальное положение, тот факт, что ранее  он не был судим. Кроме того, суд посчитал возможным исправление осужденного без изоляции от общества. Суд также посчитал необходимым применить в отношении О.М. ст. 96 Уголовного кодекса (применение принудительных мер медицинского характера, назначаемых наряду с наказанием) и назначить в отношении него принудительное лечение от наркомании в медицинских учреждениях по месту жительства.

Таким образом, суд признал виновным О.М.  в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст.276 УК (незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами без цели сбыта) и назначил ему меру наказания 3 года ограничения свободы.

Это означает, что теперь молодой человек не сможет: посещать места, где разрешена продажа спиртных напитков, в том числе бары, рестораны; изменять место жительства, место работы, выезжать за пределы города Ташкента и Ташкентской области без согласия органа, осуществляющего надзор за осужденными; употреблять алкогольные напитки, психотропные вещества и наркотические средства; вступать в контакт с лицами, склонными к совершению преступления.

Тулкин ТУРАКУЛОВ,

судья Учтепинского районного суда по уголовным делам.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ С УЧАСТИЕМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТАШКЕНТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

В академическом лицее «International House Tashkent» при Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства руководство Ташкентского городского суда организовало выездной прием по судебно-правовым вопросам для жителей и юридических лиц Мирзо-Улугбекского района столицы.  

На выездном приеме были заслушаны обращения 35 граждан.  28 обращений были по уголовным делам, 7 — по гражданскими. По 24 обращениям заявители получили юридические разъяснения. 11 обращений положительно разрешены на месте.  

В рамках мероприятия судьи Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам в ходе выездных судебных заседаний рассмотрели дела 10 осужденных, состоящих на учете районных Бюро принудительного исполнения и службы пробации.

В частности, двум лицам было назначено административное наказание в виде 15 суток лишения свободы за неуплату алиментов, по делам о задолженности по алиментам, поданным районным отделением Бюро по принудительному исполнению. Двое получили отягчающие меры пресечения за неотбытие наказания,  семеро были условно-досрочно освобождены в связи с соблюдением требований наказания и раскаянием в содеянном.

ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Президент Узбекистана 2 февраля 2022 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства об объектах интеллектуальной собственности».

В соответствии с документом Закон «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах» дополнен разделом «Основания и порядок наложения штрафа, а также порядок уплаты штрафа юридическими лицами за нарушение законодательства об объектах промышленной собственности».

Установлены основания ответственности за нарушение законодательства об объектах промышленной собственности:

Несанкционированное изготовление, применение, импорт, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью продукта или изделия, содержащего соответствующий запатентованный объект промышленной собственности, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение, влечет наложение штрафа на юридические лица от ста до двухсот базовых расчетных величин. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

На основании заявления патентообладателя Агентством по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проводится проверка соблюдения права на использование объектов промышленной собственности. Проверки, проводимые в отношении субъектов предпринимательства, осуществляются по согласованию с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством. Штрафы налагаются Агентством на основании проверок.

Незаконное использование товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними до степени смешения обозначений для однородных товаров влечет наложение штрафа на юридические лица от ста до двухсот базовых расчетных величин. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

На основании заявления правообладателя Агентством проводится проверка соблюдения права на использование товарного знака и наименования места происхождения товара. Проверки, проводимые в отношении субъектов предпринимательства, осуществляются по согласованию с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством.

В случае отказа правонарушителя (его представителя) от подписания акта должностное лицо Агентства должно удостоверить этот факт с помощью видеозаписи, прилагаемой к указанному акту, или в присутствии двух понятых.

Незаконное использование фирменного наименования влечет наложение штрафа на юридические лица от ста до двухсот базовых расчетных величин. Размеры штрафов определяются по каждому виду правонарушений в отдельности.

На основании заявления правообладателя фирменного наименования Агентством по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан проводится проверка соблюдения права на использование фирменного наименования. Штрафы налагаются Агентством на основании проверок. В случае отказа правонарушителя (его представителя) от подписания акта должностное лицо Агентства должно удостоверить этот факт с помощью видеозаписи, прилагаемой к указанному акту, или в присутствии двух понятых.

В течение пяти рабочих дней со дня оформления акта о выявлении правонарушения, являющегося основанием для наложения штрафа, Агентство принимает решение о наложении штрафа в отношении правонарушителя в размерах.

Бобир ИСЛАМОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

ГАРАНТ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Гарантии обеспечения прав, свобод и законных интересов лица, включая его право на защиту, является одним из приоритетных задач уголовно-процессуального законодательства.

В судебно-следственной практике часто возникает проблема недостатка юридических знаний у задержанных лиц, что может привести к нарушению их прав. Для обеспечения защиты прав и законных интересов лица необходимо предоставить ему возможность получить юридическую поддержку.

С каждым днем растет потребность в профессиональной юридической поддержке. Чтобы обеспечить основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, необходимо разработать правовой механизм на законодательном уровне. В связи с актуальностью этой проблемы, в обновленной Конституции Республики Узбекистан право на защиту было повышено до уровня конституционной нормы. Например, в статье 29 новой редакции Конституции добавлено, что «…каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. Лицо имеет право на использование услуг адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при аресте — с момента фактического ограничения его свободы передвижения».

Введение данной нормы гарантирует всем слоям населения доступ к квалифицированной юридической помощи. Государство обеспечивает юридическую помощь социально незащищенным группам населения. Согласно законодательству Узбекистана, подозреваемые, обвиняемые или подсудимые имеют право обратиться за юридической помощью к адвокатам. Если лицо не в состоянии оплатить юридическую помощь, государство оплачивает услуги адвоката в уголовном деле согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Кроме того, в настоящее время установлена конституционная норма, согласно которой лицо имеет право на защиту с момента его задержания, то есть с того момента, когда его свобода передвижения фактически ограничена. Это необходимо для предотвращения случаев получения показаний от лица без предварительного разъяснения его прав и последующего использования этих показаний против него. Предоставление права на защиту с момента задержания помогает избежать негативных ситуаций.

Дальнейшее укрепление прав личности на защиту и их закрепление в качестве конституционной нормы способствует не только реальной гарантии прав личности на защиту в судебно-следственной практике, но также обеспечивает равные процессуальные возможности при рассмотрении уголовных дел.

Музаффар Ахмедов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

СКРЫТАЯ УГРОЗА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Торговля людьми является современной версией рабства и нарушением прав человека, к которым относятся как противоправные действия против личности, так и преступления против государства. Она является одной из форм насилия, от которого нередко страдают женщины и дети. Кроме того, торговля людьми вмешивается в сферу международного семейного права и часто связана с нарушением законных порядков.

Гендерное неравенство, отсутствие равных возможностей, экономическое неравенство, коррупция и уязвимость являются движущими силами этого страшного явления. Самыми востребованными в этой торговле услугами являются платные интимные услуги и недорогая рабочая сила для строительства, обработки продукции, промышленности и домашнего хозяйства.

Торговля людьми — это глобальная проблема, которая игнорирует национальные границы. Она часто является транснациональным преступлением, подобным международной торговле наркотиками и незаконному обороту оружия. Борьба с этим злом требует транснациональных методов, основанных на международном сотрудничестве по обмену информацией и оказанию взаимной помощи.

30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея одобрила глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, в котором призвала все заинтересованные органы ООН скоординировать свои усилия для эффективной борьбы с этим преступлением и защиты прав жертв. Узбекистан также принимает активное участие в борьбе с этим явлением, приняв ряд законодательных актов и создав соответствующие межведомственные комиссии.

В 2008 году был принят Закон «О противодействии торговле людьми», основанный на международных стандартах и опыте других стран. В 2020 году этот закон был дополнен новыми понятиями, включающими торговлю несовершеннолетними и меры профилактики данного преступления.

Так, согласно национального законодательства основные принципами противодействия торговле людьми являются законность, неотвратимость, ответственности торговцев людьми, недопустимость дискриминации жертв торговли людьми, социальное партнерство.

В целях оказания помощи и предоставления защиты жертвам торговли людьми правительством создаются специализированные учреждения по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми. Их основными функциями являются: обеспечение жертв торговли людьми благоприятными условиями проживания и личной гигиены; обеспечение жертв торговли людьми питанием, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предоставление неотложной медицинской, психологической, социальной, юридической и иной помощи жертвам торговли людьми; охрана безопасности жертв торговли людьми; оказание содействия по установлению контактов с родственниками жертв торговли людьми; предоставление информации о правах и законных интересах жертв торговли людьми; оказание содействия в социальной реабилитации жертв торговли людьми.

Противостоять торговле людьми можно только коллективными усилиями. Гражданское общество, правоохранительные органы и суды работают над информированием населения, особенно молодежи, о том, что торговля людьми является преступлением против личности человека и должна быть строго наказана.

Баходир КАЮМОВ,

судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

СТРАТЕГИЯ «УЗБЕКИСТАН-2030»: СИЛЬНАЯ И СПРАВЕДЛИВАЯ СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

11 сентября Указом Президента утверждена Стратегия «Узбекистан-2030». Программный документ был разработан с целью обеспечения волеизъявления нашего народа о строительстве свободного и процветающего сильного Нового Узбекистана, создания каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном глобального производства, а также гарантированного обеспечения справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности.

Основными идеями в Стратегии «Узбекистан-2030» определены: вхождение в число  государств с доходом выше среднего  путем устойчивого экономического развития. В приоритетах и формирование системы образования, медицины и социальной защиты, полностью соответствующей потребностям народа и международным стандартам. Как и создание благоприятных экологических условий для населения, построение служащего народу справедливого и современного государства, гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.

Намеченные задачи являются подтверждением того, что в нашей стране возвеличиваются честь и достоинство человека, что повышение его потенциала, реализация его чаяний, обеспечение для него мирной, счастливой и благополучной жизни считаются главными целями.

Следует также отметить, что либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства – эти процессы продолжают осуществляться в Узбекистане поэтапно и взаимосвязано, в соответствии с учетом национальных особенностей и передового международного опыта.

Важной составляющей правового демократического государства является сильная и справедливая судебно-правовая система, обеспечивающая гарантии защиты прав и интересов граждан, что, в свою очередь, создает условия для процветания и прогресса страны.

В Узбекистане за годы суверенного развития был осуществлен целый ряд реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой системы, превращение ее в основного гаранта эффективной защиты прав человека и обеспечение подлинной независимости судебной власти.

В целях укрепления независимости судебной власти, демократических принципов формирования резерва, прозрачности отбора и рекомендации кандидатур на должности судей, обеспечения стабильности и эффективности деятельности судейского корпуса в стране созданы Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан, разработан такой альтернативный механизм разрешения споров, как «третейский суд».

Кроме того, были определены и законодательно закреплены возрастной ценз для лиц, впервые назначаемых на должности судей межрайонных, районных (городских) судов, усилены квалификационные требования к их профессиональной подготовке, необходимые правовые и социальные гарантии для независимого судопроизводства, защита социального статуса работников судебных органов.

В рамках активного внедрения в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий, повышения оперативности судопроизводства были предприняты масштабные меры по информатизации и эффективности использования компьютерной техники, созданию в судах информационных систем и ресурсов, расширению сферы оказания интерактивных услуг субъектам предпринимательства и населению и, самое главное, внедрению электронного судопроизводства, которое с успехом применяется во многих странах.

Дилшод РАЖАБОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДЕ

Согласно статье 68 Конституции в новой редакции, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Земля может находиться в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану как общенационального богатства.

При обеспечении верховенства закона в отношении земельных споров основное внимание должно быть уделено положениям, предусмотренным Конституцией.

При рассмотрении земельных споров важно отметить, что обязанность по выплате денег не должна быть рассмотрена административными судами, за исключением определенных случаев. Согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами» статья 27 Кодекса об административном судопроизводстве была дополнена частью третьей, которая позволяет заявителю требовать возмещения ущерба, причиненного причинной связью, связанного с его заявлением.

Согласно Закону «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», решение о сносе объекта недвижимости на изъятом земельном участке принимается Жогорку Кенешем Республики Каракалпакстан и местными Кенгашами народных депутатов. Если возникает спор о предоставлении компенсации правообладателю, то снос объектов недвижимости запрещается до окончательного разрешения спора в судебном порядке.

Это означает, что если правообладатель, то есть заявитель, потребовал компенсацию в результате спора, который возник по поводу его недвижимого имущества, и было принято решение о его порче, то действия, совершенные на основании этого решения, являются незаконными. Поэтому требование заявителя о возмещении ущерба связано с его основным требованием о признании решения хокима недействительным и должно быть рассмотрено административными судами.

До 1 августа 2021 года юридические лица имели право на постоянное владение, постоянное пользование, временное пользование, аренду и собственность земельными участками, а физические лица — на пожизненное владение, постоянное пользование, временное пользование, аренду и владение земельными участками, переданными по наследству.

Однако согласно Указу Президента от 8 июня 2021 года «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив», с 1 августа 2021 года этот порядок будет изменен. Земельные участки больше не будут выделяться с правом пожизненного владения, постоянного владения и временного пользования, которые будут передаваться по наследству. Вместо этого земельные участки будут выделяться частному сектору на праве собственности и аренды, а также государственным органам, учреждениям, предприятиям и органам самоуправления граждан на праве постоянного пользования.

Кроме того, установлено, что права на земельные участки, которые были выделены ранее на основании наследуемого пожизненного владения, постоянного владения или права временного пользования, сохраняются у их владельцев в соответствии с установленным порядком. Настоящим Указом отменено право органов местного самоуправления выделять земельные участки, предоставлять их в пользование, резервировать для будущего выделения, закреплять, благоустроить или иным образом распоряжаться земельными участками. При разрешении земельных споров особое внимание следует уделять процессу выделения земельного участка и моменту возникновения права на землю.

В соответствии с положениями статьи 185 Кодекса об административном судопроизводстве, лицо, чьи права и законные интересы были нарушены, имеет право подать заявление (жалобу) на признание недействительными действий (бездействия) должностных лиц административного органа или органа самоуправления, если эти действия были признаны незаконными. Лицо также может обратиться в суд, если оно считает, что его права были нарушены или ему были незаконно возложены какие-либо обязательства, что создает препятствия для реализации своих прав и законных интересов.

Согласно статье 31 Земельного кодекса, юридические и физические лица приобретают право на земельный участок после установления границ на месте, составления планов и описаний земельных участков, а также государственной регистрации этого права. При разрешении земельных споров необходимо выяснить, может ли заявитель обратиться в суд как лицо, чье право нарушено, и имеет ли он все необходимые документы, подтверждающие его право на спорный участок. Поэтому факт регистрации права на участок государством не является определяющим при рассмотрении земельных споров.

Нигора КЕНЖАЕВА,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

Выездной прием граждан для жителей Юнусабадского и Яшнабадского районов столицы

В махалле  «Анорзор» Юнусабадского района столицы прошел выездной прием граждан по судебно-правовым вопросам. В мероприятии приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, а также заместители председателя Б. Исламов, И. Алимов, председатели и судьи районных и межрайонных судов. Выездной прием организован для жителей Юнусабадского и Яшнабадского районов.  

Всего на выездном приеме были заслушаны обращения 28 граждан. 19 по уголовным делам, 9 — по гражданским делам. По 12 обращениям были даны юридические разъяснения,  16 обращений положительно решены на месте.

В ходе выездного приема на выездных судебных заседаниях рассмотрены дела 9 осужденных из Яшнабадского района и 7 осужденных из Юнусабадского района, состоящих на учете в службе пробации. Все они были освобождены от наказания условно-досрочно.  

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Качество правосудия определяется законностью, обоснованностью и справедливостью судебных актов. Если сторона не удовлетворена решением суда и подает апелляцию, происходит правовая оценка документа. Это обеспечивает защиту прав и свобод человека, а также пересмотр судебных актов нижестоящих судов вышестоящими в соответствии с законом.

Улучшение процесса судебного рассмотрения документов имеет большое значение не только для процессуального законодательства, но и для защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

С начала текущего года был введен новый порядок обжалования судебного решения в судах, включая административные суды, с целью более эффективного использования возможностей судов среднего звена в рассмотрении дел и предотвращения обращения граждан. Новый порядок предусматривает институт рассмотрения дела в порядке пересмотра.

Согласно законодательству, суд при проведении проверки дела будет анализировать правильность применения норм права и соблюдение процессуальных требований судами низшей инстанции на основе материалов дела.

Одним из изменений в законодательстве является рассмотрение дела по правилам судопроизводства в суде первой инстанции при апелляции и кассации, а также отмена направления дел в суд первой инстанции для повторного рассмотрения судами высшей инстанции. Эта процедура способствует увеличению доверия граждан и юридических лиц к судебной системе. Ранее суды первой инстанции могли отменить постановление о правах и обязанностях лиц, не участвовавших в деле, и отправить дело на новое рассмотрение. Однако согласно новым поправкам к законодательству, если такая процессуальная ошибка была допущена судами первой инстанции, вышестоящие суды не могут направлять дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции и выносить соответствующее решение, принимая участие лиц, не вовлеченных в процесс.

Статья 266-6 Кодекса об административном судопроизводстве предусматривает, что суд должен проверить правильность применения норм права и соблюдение требований процессуального законодательства при рассмотрении дела на основе материалов и новых доказательств. Поскольку данная статья устанавливает, что при рассмотрении дела судом в порядке проверки судами нижестоящей инстанции по материалам дела проверяется правильность применения норм материального права и соблюдения требований процессуального законодательства.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией статьи 244-4 настоящего кодекса, если лицо, участвующее в деле, не было уведомлено о месте и времени судебного заседания, то дело будет рассматриваться в его отсутствие. Пункт 3 данной статьи служит основанием для принятия решения судом первой инстанции относительно прав и обязанностей лиц, не являющихся участниками дела.

Предлагаемые изменения и дополнения будут способствовать расширению гарантий прав граждан на защиту и доступ к суду, предусмотренных в Конституции. Они обеспечат более надежную защиту нарушенных прав и свобод граждан, а также их законных интересов, улучшат уровень правосудия, обеспечат качественное и своевременное рассмотрение дел, эффективное использование возможностей судебной системы.

Тимур АРИПОВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

Частная собственность — под надежной защитой

 В нашей стране созданы эффективные меры для содействия быстрому развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, усилению правовых гарантий защиты частной собственности, устранению бюрократических препятствий, улучшению инвестиционной и деловой среды.

Поддержка развития малого бизнеса и частного предпринимательства, уменьшение вмешательства государственных структур в их работу, оперативное выявление нарушений, повышение эффективности их предотвращения – это ключевые цели государственной политики в области развития предпринимательства. Эти задачи признаны приоритетными для государственных органов.

В соответствии со статьей 65 Конституции Республики Узбекистан частная собственность в нашей стране так же неприкосновенна, как и собственность других форм, и находится под защитой государства и суда. Государство гарантирует восстановление права на нарушенную частную собственность и ее защиту через суд. В этом случае ответственность за причинение ущерба собственнику в полном объеме несет лицо, причинившее его в соответствии с законодательством. Собственник может быть лишен своего имущества только в случаях, предусмотренных законом, на основании решения суда.

Примечательно, что право на частную собственность бессрочно, и любое имущество, не запрещенное законом, может быть частной собственностью, при этом количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничены. В законодательстве прочно закреплено, что собственник, в соответствии с законом, может самостоятельно, по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться приобретенным и принадлежащим ему имуществом. Также созданы широкие гарантии и условия для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности.

Любое физическое и юридическое лицо может осуществлять предпринимательскую деятельность путем государственной регистрации в установленном порядке. Любое лицо имеет право свободно заниматься предпринимательской деятельностью на территории Узбекистана и за ее пределами, а также использовать свое имущество при осуществлении любой предпринимательской деятельности, которая является законной, не запрещенной законодательством.

При этом собственник при осуществлении своих прав должен не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, не наносить вред здоровью и окружающей среде, уважать духовные принципы и моральные нормы общества.

При взаимодействии собственника с государственными органами применяется принцип приоритета прав собственника. В соответствии с ним все непреодолимые коллизии и неопределенности, возникающие в связи с реализацией права частной собственности в законодательстве, толкуются в пользу собственника.

Осуществление права на частную собственность не допускается путем незаконного вмешательства государственных и иных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц.

Собственник освобождается от уплаты государственной пошлины при предъявлении иска к действиям (бездействию) государственных органов и иных организаций, органов самоуправления граждан о нарушении его собственных прав и законных интересов в связи с реализацией права на частную собственность.

Необходимо отметить, что собственники, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, своевременно уплачивают фиксированные налоги и обязательные сборы, находятся под защитой Конституции, закона, государственных органов и суда. В этом случае обеспечивается безусловная реализация принципа приоритета прав и законных интересов собственников, хозяйствующих субъектов, соблюдающих вышеуказанные требования в своей деятельности государственными органами, правоохранительными и контролирующими органами.

Акбар НАРЗУЛЛАЕВ,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому