Искать:

МОЙ ВЫБОР — МОЯ ПРОЦВЕТАЮЩАЯ РОДИНА

27 октября пройдут выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана и депутатов областных, городских и районных кенгашей.

Избирательная кампания стартовала с 26 июля — за три месяца до выборов, которые пройдут под лозунгом «Мой выбор – моя процветающая родина».

На выборах будут избраны 150 депутатов Законодательной палаты, 65 депутатов Жокаргы Кенеса Каракалпакстана, а также депутаты областных, Ташкентского и 208 районных (городских) кенгашей. В избирательном процессе ожидается активное участие около 30 тысяч кандидатов и около 90 тысяч их доверенных лиц, а также участие более 120 тысяч членов избирательных комиссий в качестве организаторов и более 70 тысяч местных и зарубежных (международных) наблюдателей.

Выборы впервые пройдут на основе мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системы. В этой системе избирательные округа делятся на одномандатные и единый избирательный округ. 75 депутатов нижней палаты парламента будут избраны от одномандатных округов по мажоритарной системе (голосование за кандидата), остальные 75 — по пропорциональной, то есть на основе голосов, отданных политическим партиям (по партийным спискам).

Перейти к смешанной избирательной системе для повышения роли политических партий в марте предложил Президент Узбекистана, встречаясь с депутатами. После референдума о Конституции в новой редакции глава государства 8 мая подписал указ о введении мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.

До этого парламентские выборы в Узбекистане проводились по мажоритарной системе, при которой избранными считались кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе.

Основная цель смешанной системы — соединить достоинства избирательных систем и по возможности исключить их недостатки.

Сегодня в Узбекистане официально зарегистрированы пять политических партий: Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат», Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш», Либерально-демократическая и Экологическая партии Узбекистана.

В ходе предстоящей избирательной кампании в Законодательную палату парламента, которая будет проходить в рамках смешанной избирательной системы, между политическими партиями ожидается острая конкуренция.

Избиратели будут внимательно изучать предвыборные программы партий, обращая особое внимание на то, как они планируют решать конкретные проблемы, связанные с дальнейшим развитием демократических общественно-политических реформ, а также на их готовность активно участвовать в процессе их реализации.

Ибрагим Алимов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.

ИНИЦИАТИВЫ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Торговля людьми остается одной из самых острых проблем современного общества. Узбекистан, как и многие другие страны, сталкивается с вызовами, связанными с этим явлением.

Узбекистан активно работает над укреплением законодательной базы в области борьбы с торговлей людьми. В стране приняты законы, направленные на предотвращение и пресечение этого вида преступности. Особое внимание уделяется защите прав и интересов жертв торговли людьми.

Республика активно сотрудничает с международными организациями и другими странами в области борьбы с торговлей людьми. Это сотрудничество позволяет обмениваться опытом и лучшими практиками, а также координировать усилия в решении этой проблемы.

Профилактика торговли людьми является одним из ключевых направлений борьбы с этим явлением. В Узбекистане проводятся различные мероприятия, направленные на повышение осведомленности населения о проблеме торговли людьми, а также на формирование негативного отношения к этому явлению.

Республика уделяет особое внимание защите прав и интересов жертв торговли людьми. В стране созданы специальные службы, которые оказывают помощь жертвам этого преступления. Они предоставляют юридическую, психологическую и социальную помощь, а также помогают восстановить документы и найти работу.

Несмотря на то, что Узбекистан предпринимает активные меры по борьбе с торговлей людьми, эта проблема все еще остается актуальной. Для ее решения необходимо дальнейшее укрепление законодательной базы, повышение эффективности правоохранительных органов и усиление международного сотрудничества.

Таким образом, борьба с торговлей людьми в Узбекистане является важной задачей, требующей совместных усилий государства, общества и международных организаций. Только совместными усилиями можно достичь успеха в решении этой проблемы и обеспечить безопасность и благополучие соотечественников.

Саркор Шодмонов,

судья Алмазарского районного суда по уголовным делам.

ЗЕМЛЯ: ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ, ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В каждой стране земля играет ключевую роль как один из фундаментальных экономических ресурсов общества.

В обновленной Конституции Узбекистана четко закреплено, что земля является общенациональным богатством, требующим рационального использования и находящимся под защитой государства. В контексте масштабных реформ, проводимых в нашей стране, земельное законодательство постоянно совершенствовалось в соответствии с современными требованиями.

Следует отметить, что до принятия новой редакции Конституции 30 апреля 2023 года право частной собственности на землю было под запретом. С целью улучшения условий для предпринимателей и граждан, а также для формирования более рационального отношения к земле, по инициативе Президента Узбекистана в обновленной Конституции было закреплено право собственности на землю. Это нововведение направлено на создание более благоприятной среды для развития и инвестиций.

Помимо этого, была организована реформа по легализации прав собственности граждан и организаций на самовольно занятые земельные участки, включая возведенные на них постройки и сооружения.

Недавно также был утвержден Закон «О признании прав на самовольно захваченные земельные участки и построенные на них здания и сооружения».

Эти ориентированные на нужды населения реформы позволили многим гражданам и предпринимателям официально оформить права собственности на земельные участки, которые они фактически использовали в течение определенного времени. Однако, несмотря на предоставленные возможности, в обществе по-прежнему наблюдаются случаи незаконного захвата земель, их нелегальной продажи, а также ряд других правонарушений и преступных действий, связанных с земельными ресурсами.

Такая ситуация подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и усиления контроля за соблюдением земельного права, чтобы обеспечить справедливое и законное использование земельных ресурсов страны.

Земля в нашей стране является государственной собственностью. За незаконное использование земельных участков предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Согласно статье 60 Кодекса об административной ответственности, самовольное занятие земельных участков или их использование без законных оснований влечет штраф: для граждан — в размере 25 базовых расчетных величин, для должностных лиц — 50. За самовольное строительство на прилегающих территориях штрафы увеличиваются: для граждан — до 150 базовых расчетных величин, для должностных лиц — до 300.

Если подобные нарушения повторяются после административного наказания, применяется уголовная ответственность по статье 229-1 УК.

Особое внимание уделяется защите орошаемых земель, использование которых строго регламентировано Земельным кодексом. Самовольное занятие таких земель со строительством на них карается по части 2 статьи 229-1 Уголовного кодекса штрафом от 400 до 600 базовых расчетных величин, либо ограничением или лишением свободы на срок от 2 до 3 лет.

Статья 229-6 Уголовного кодекса предусматривает наказание за продажу или иное незаконное отчуждение права на орошаемый земельный участок: штраф от 400 до 500 базовых расчетных величин, лишение определенных прав на 2-5 лет или лишение свободы до 5 лет.

Эти меры направлены на обеспечение законного и рационального использования земельных ресурсов страны, особенно ценных орошаемых земель.

Важно подчеркнуть, что ответственность за сохранение земельных ресурсов лежит не только на государстве, но и на каждом гражданине.

Аброр Рахматов,

судья Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам.

СУМКА СПЯЩЕГО ХОЗЯИНА

В апреле 2024 года, около 5:00 утра, 46-летний ранее не судимый Максим (здесь и далее имена изменены), находясь в состоянии алкогольного опьянения, возвращался домой после покупок в супермаркете «Макро» на массиве Куйлюк-2. Проходя мимо кафе, он заметил спящего на стуле за столом незнакомого молодого человека (позже выяснилось, что это был Фарход). Рядом со спящим лежала черная сумка.

Максим подошел к столу и, воспользовавшись тем, что незнакомец крепко спал, взял сумку и ушел с ней домой. Дома он осмотрел содержимое сумки и обнаружил там одежду, кроссовки и беспроводные наушники.

Мужчина предложил своей знакомой, Анне, купить наушники за 50 000 сумов, на что она согласилась. Другу Ойбеку, который у него ночевал, он отдал два комплекта спортивной одежды и две пары кроссовок. После этого Ойбек ушел по своим делам.

В тот же день днем к Максиму пришли сотрудники ОВД и спросили о сумке. Он сразу же выдал им сумку. Его доставили ОВД УКД ОВД Мирабадского района, где  правоохранители вместе с владельцем сумки осмотрели ее и обнаружили отсутствие наушников. Позже Анна их вернула.

В ходе судебного разбирательства Максим полностью признал свою вину. Он возместил весь ущерб потерпевшему, выразил раскаяние в содеянном и попросил суд проявить снисхождение при назначении наказания.

При определении меры наказания для обвиняемого, суд руководствовался статьей 55 (обстоятельства, смягчающие наказание) Уголовного кодекса Республики Узбекистан. В рамках этой статьи, суд учитывал признание  вины, искреннее раскаяние в совершенном преступлении. Эти факторы рассматривались судом как основания для возможного смягчения наказания в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, суд, при назначении меры наказания подсудимому в соответствии ст.56 (обстоятельства, отягчающие наказание) Уголовного кодекса  посчитал  обстоятельством отягчающие его наказание, то что он совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения из корыстных побуждений.

Таким образом суд признал виновным Максима в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 169 (кража) Уголовного кодекса Республики Узбекистан и назначил ему наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год.

Теперь Максиму запрещено посещать места реализации спиртных напитков, кафе, бары и рестораны, где осуществляется разлив алкогольных напитков; не изменять место жительства, не выезжать за пределы города Ташкента; не устанавливать контакты с лицами, склонными к совершению преступлений; не пользоваться сетью интернет и имеющимися в ней в социальной сетями.

Нилуфар Дадабаева,

судья Мирабадского районного суда по уголовным делам. 

ПРАВОСУДИЕ БЕЗ ПРЕГРАД

Обновленная Конституция нашей страны, а именно статья 55, закрепляет фундаментальное право каждого гражданина на судебную защиту. Это право включает в себя возможность оспаривать в судебном порядке любые неправомерные решения, действия или бездействие государственных органов, различных организаций и их должностных лиц.

В системе правосудия особая роль отведена административным судам. Их основная функция — обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов как физических лиц, так и юридических организаций в случаях, когда эти права оспариваются или нарушаются. При этом административные суды призваны гарантировать верховенство закона во взаимоотношениях граждан и организаций с административными органами.

В контексте этих правовых гарантий важно обратить внимание на Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы. Этот документ содержит дальнейшие планы по укреплению судебной системы и расширению возможностей граждан в защите своих прав, что является логическим продолжением конституционных изменений и реформ в сфере правосудия.

Документ ставит перед собой амбициозную цель — расширить применение судебного контроля. Это планируется достичь путем усовершенствования системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах. Такой подход является ключевым элементом в превращении принципов справедливости и верховенства закона в фундаментальное условие развития нашего государства.

Другой документ — Стратегия «Узбекистан-2030» также выделяет пять ключевых направлений развития и ставит перед собой 100 конкретных целей. Особого внимания заслуживает четвертое приоритетное направление, которое фокусируется на обеспечении верховенства закона и организации государственного управления, ориентированного на служение народу.

В рамках стратегии «Узбекистан-2030» особое внимание уделяется совершенствованию судебной системы. Одна из ключевых задач в этом направлении — создание действенного механизма судебного контроля над деятельностью государственных органов и их должностных лиц. Параллельно с этим планируется дальнейшее развитие системы административного правосудия.

Для оценки успешности реализации этой цели установлен конкретный критерий: к 2030 году предполагается полностью устранить все препятствия, которые могут мешать гражданам напрямую обращаться в административные суды. Это амбициозная задача направлена на обеспечение максимальной доступности правосудия для каждого гражданина.

Такой подход демонстрирует стремление государства к созданию прозрачной и эффективной системы защиты прав граждан, где каждый сможет беспрепятственно отстаивать свои интересы в суде, в том числе и в спорах с государственными структурами.

Олимжон Шамсиев,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

ЗАТЯНУВШИЕСЯ СРОКИ ЛИКВИДАЦИИ: ПРОБЛЕМА БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

В последнее время увеличилось количество юридических лиц, признанных неплатежеспособными. Это связано с усилением конкуренции между субъектами хозяйствования, карантинными ограничениями, введенными в связи с пандемией, их неспособностью выполнять свои обязательства, необоснованным риском субъекта хозяйствования.

Институт неплатежеспособности представляет собой сложный механизм, и мнения участников этой категории дел расходятся. В научной литературе высказываются различные точки зрения. Одни считают, что в законодательстве необходимо предусмотреть специальные положения, позволяющие вывести должника из состояния неплатежеспособности. Однако другие подчеркивают, что это неэффективный и даже бесполезный процесс. По их мнению, закон о неплатежеспособности в большей степени защищает интересы кредиторов, в то время как интересы неплатежеспособного общества почти не учитываются.

Статья 144 Закона Республики Узбекистан «О неплатежеспособности» определяет ряд обязанностей ликвидационного управляющего, в частности проведение анализа финансового состояния должника, принятие мер по взысканию задолженности перед должником; ведение реестра требований кредиторов и рассмотрение их требований; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

В соответствии со статьей 140 Закона срок процедуры ликвидации не может превышать двенадцати месяцев.

При необходимости этот срок может быть продлен до трех месяцев по заявлению лица, участвующего в деле о неплатежеспособности, или по инициативе суда.

Как известно, в пункте 3 «Правил выявления признаков ложной неплатежеспособности, сокрытия неплатежеспособности и преднамеренной неплатежеспособности», утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2013, четко указано, что с момента своего назначения судебный управляющий обязан предпринимать действия и меры, направленные на выявление признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, которые определены в настоящих Правилах.

В пункте 4 Правил отмечено, что судебный управляющий должен провести анализ деятельности за период до двух лет, предшествующий возбуждению дела о банкротстве. Кроме того, в пункте 37 прописано, что по результатам проведенного анализа судебный управляющий должен составить заключение о наличии признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства. Также он может сделать вывод об отсутствии таких признаков или о невозможности проведения анализа из-за отсутствия необходимой информации и документов.

В связи с тем, что заключение ликвидационного управляющего о наличии признаков преднамеренного банкротства должника не было обосновано, заключение и прилагаемые к нему документы были возвращены органами прокуратуры. Однако ликвидационный управляющий подготовил отчет об окончании ликвидационного производства и предоставил его в суд, не устранив имеющиеся недостатки в заключении.

В данном случае ликвидационный управляющий предоставил поверхностное и необоснованное заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства должника при том, что органами прокуратуры не была дана юридическая оценка выводу о наличии признаков преднамеренного банкротства.

В другом случае ликвидационный управляющий предоставил итоговый отчет о завершении процесса ликвидации. Суд, вынес определение об отказе в завершении ликвидационного производства в связи с тем, что заключение ликвидационного  управлящего о наличии признаков преднамеренного банкротства не было рассмотрено.

Аналогичные ситуации можно наблюдать и в ряде других дел о неплатежеспособности.

Таким образом, сроки ликвидации в судах искусственно затягиваются из-за того, что ликвидационные управляющие не выполняют свои обязанности на высоком уровне и не проявляют должной ответственности. Также недостаточно реализуются меры, направленные на повышение квалификации судебных управляющих.

Бибиназ Кеунимжаева,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

Находчивый покупатель

27-летний Андрей (имя изменено) в 2012 году был осужден к одному году исправительных работ с удержанием 10 % заработной платы в доход государства за кражу. Однако, должных выводов не сделал и снова совершил преступление.

В тот холодный зимний день молодой человек зашел в уютный магазин женской одежды в Мирабадском районе столицы.  Продавщице он сказал, что хочет сделать подарок супруге и матери. Его взгляд сразу упал на элегантное  пальто. К нему он подобрал стильный жилет, солнцезащитные очки и изящную черную сумочку. Сумма покупки —  10 960 000 сумов.

Подойдя к кассе, Андрей знал, что на его карте нет денег, но надеялся на невнимательность продавца. Молодая девушка-кассир приветливо улыбнулась ему. В момент печати чека об оплате Андрей поинтересовался у продавца возможностью обмена товара в случае, если он не подойдет. Сотрудница магазина пояснила, что обмен возможен в течение трех дней, после чего вручила ему чек вместе с картой. Второй экземпляр чека она оставила у себя. Упаковав приобретенные Андреем вещи, продавец попросила его немного подождать, чтобы она могла внести информацию о покупке в кассовый аппарат и выдать онлайн-чек. Однако Андрей, ссылаясь на спешку, отказался ждать, заявив, что ему достаточно чека об оплате с карты. После этого он поспешно покинул магазин, не дожидаясь оформления онлайн-чека. Андрей  направился на рынок «Урикзор», где продал все вещи незнакомцу за 1 600 000 сумов и потратил деньги на свои нужды.

Позже проверив банковскую выписку о движении средств через терминал, кассир магазина женской одежды обнаружила недостачу в размере 10 960 000 сум. Осознав, что стала жертвой обмана, она незамедлительно обратилась в правоохранительные органы с заявлением.

История повторилась. Андрей решил продолжить свою преступную деятельность. Чувство безнаказанности после успешной аферы в магазине женской одежды придало ему смелости.

На рынке «Авиасозлар»  в Яшнабадском районе он целенаправленно направился к вещевому магазину, где его внимание привлекла роскошная серая норковая шуба стоимостью 9 000 000 сумов.  Подойдя к кассе, молодой человек  снова разыграл уже знакомый сценарий.

Когда он предложил оплатить покупку через терминал, продавец сообщила о его неисправности. Тогда Андрей заявил, что он специалист по ремонту таких устройств и умеет с ними обращаться. Поверив ему, продавец передала терминал.

Андрей вставил свою карту и якобы произвел оплату. Терминал выдал два чека: один — он  отдал продавцу, другой оставил себе. Затем он задержался в магазине на несколько минут, поддерживая легенду о том, что он мастер по ремонту терминалов. Перед уходом он оставил ложный контактный номер.

Покинув магазин с дорогой шубой, Андрей сразу же отправился на рынок «Ипподром». Там он быстро нашел покупателя — незнакомца, которому продал шубу всего за 100 долларов и 300 000 сумов,  деньги опять же потратил на свои нужды.

Обман раскрылся, когда продавец обратилась в налоговую для погашения долгов. Там ей сообщили об отсутствии средств на счете терминала. Осознав, что стала жертвой мошенничества, на следующий день она подала заявление в ОВД.

Спустя почти месяц Андрей решил в очередной раз испытать судьбу. Финансовые трудности снова толкнули его на противоправные действия.

Он зашел в магазин автоаксессуаров в Сергелийском районе. Его внимание привлекла современная автосигнализация стоимостью 2 398 000 сумов. Подойдя к кассе, Андрей снова использовал уже знакомую схему. Для оплаты покупки он предъявил свою пластиковую карту. Продавец вставил карту в терминал и попросил сказать  ПИН-код. Однако Андрей настоял на том, чтобы самостоятельно ввести код, взяв терминал в свои руки. После ввода ПИН-кода терминал выдал два чека. Один из них он оставил продавцу, а второй забрал с собой. Спустя некоторое время продавец внимательно изучил оставленный чек и обнаружил на нем надпись «отказано». Не теряя времени, Андрей направился на авторынок «Сергели». Там он быстро нашел покупателя — незнакомого мужчину, который приобрел пульт от сигнализации за 1 500 000 сум.

Осознав, что стал жертвой мошенничества, продавец обратился с требованием о возмещении причиненного ущерба.

Теперь, представ перед судом, Андрей искренне раскаивался в содеянном. Он осознавал тяжесть своих проступков и был готов понести наказание. Однако он также надеялся на понимание суда, учитывая его раскаяние и трудные жизненные обстоятельства, которые привели его на путь преступлений.

Молодой человек просил суд не назначать слишком строгое наказание, обещая исправиться и возместить причиненный ущерб. Он выразил готовность сотрудничать с правосудием и предпринять все возможные шаги для искупления своей вины перед обществом.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также мотивы правонарушителя, суд принял во внимание ряд факторов. Однако суд также отметил, что ущерб по делу не был возмещен, а средства, полученные путем мошенничества, были использованы обвиняемым для личных целей. На основании этих фактов суд заключил, что исправление подсудимого невозможно без изоляции от общества.

Суд признал Андрея виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«б» ч.3 ст.168 (мошенничество)  Уголовного кодекса и с применением ст.57 (назначение более мягкого наказания) УК, назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 5  лет в колонии общего режима.

А также взыскал с него ущерб в пользу потерпевших в размере 10 960 000 сумов, 9 000 000 сумов, 2 398 000  сумов соответственно.

Аброр Саидов,

председатель Алмазарского районного суда по уголовным делам.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ УЗБЕКИСТАНА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последние годы Узбекистан активно работает над улучшением своего инвестиционного климата, стремясь привлечь иностранный капитал и технологии для модернизации экономики.

Государство предоставляет инвесторам различные льготы и преференции, включая налоговые каникулы, таможенные льготы и упрощенные административные процедуры. Особое внимание уделяется созданию свободных экономических зон с особыми условиями для бизнеса.

В соответствии с Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» основными принципами инвестиций и инвестиционной деятельности являются законность, гласность и открытость, свобода осуществления инвестиционной деятельности, справедливость и равенство субъектов инвестиционной деятельности, недопущение дискриминации в отношении инвесторов, презумпция добросовестности инвестора.

Основные принципы законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности применяются на всех этапах процесса инвестирования и осуществления инвестиционной деятельности.

Инвестиции по объекту назначения подразделяются на капитальные, финансовые и социальные.

К капитальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в создание и воспроизводство основных фондов, в том числе в новое строительство, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, а также в развитие иных форм материального производства.

К финансовым инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в акции, корпоративные, инфраструктурные и государственные облигации, а также в другие виды ценных бумаг.

К социальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в развитие человеческого потенциала, навыков и производственного опыта, а также в развитие иных форм нематериальных благ.

Инвестор вправе:

– свободно осуществлять инвестиционную деятельность, определять объемы, виды, формы, сферу и направления осуществления инвестирования, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан;

– заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;

– владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности, а также продавать и вывозить результаты инвестиционной деятельности;

– самостоятельно и свободно распоряжаться доходом, полученным в результате инвестиционной деятельности, после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законодательством;

– использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств;

– на получение адекватной компенсации в случае реквизиции (экспроприации) его инвестиций и иных активов;

– привлекать денежные средства в виде кредитов и займов;

– получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

Государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности. Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения.

Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной, не связанной с инвестиционной, законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности.

Государство гарантирует недопущение дискриминации в отношении инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций.

Осуществление прав инвестором не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других инвесторов. При этом государство как соучредитель (акционер, участник) субъекта предпринимательства имеет равные наряду с другими учредителями (акционерами, участниками) права и обязательства.

Доходы субъекта инвестиционной деятельности, полученные в результате инвестиционной деятельности, могут быть после уплаты налогов и платежей реинвестированы или использованы любым иным способом по его усмотрению.

Ограничения использования либо принудительное снятие средств со счетов предприятий с иностранными и отечественными инвестициями со стороны государственных органов может быть осуществлено исключительно в порядке, установленном законом.

Таким образом, Узбекистан демонстрирует устойчивый экономический рост и стремление к дальнейшим реформам. Многие международные компании уже успешно работают на узбекском рынке, а объем прямых иностранных инвестиций растет год от года.

Ибрагим Алимов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.

ПРАВОСУДИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Законом «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» подписанным Президентом  5 сентября 2024 года, внесены важные дополнения и изменения.

Согласно им в Закон государство будет обеспечивать равный доступ к правосудию для лиц с инвалидностью наравне с другими, в том числе принимать меры, направленные на обеспечение прямого или косвенного участия лиц с инвалидностью на всех стадиях судебного процесса, а также на стадиях дознания и предварительного следствия в установленном законном порядке.

Будет обеспечиваться участие лиц с инвалидностью в социально-политической жизни государства непосредственно или через своих представителей, в том числе их право избирать и быть избранными в референдумах в установленном законном порядке.

Государство будет обеспечивать создание необходимых условий для голосования всех категорий лиц с инвалидностью, в том числе лиц с инвалидностью по слуху, зрению, пользующихся креслом-коляской на избирательных участках (участках референдума).

Ранее таких норм не существовало.

Кроме того, Закон будет дополнен нормами, определяющими формы общения, которые могут использоваться для общения с лицами с инвалидностью, а также основания для приспособления объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к ним лиц с инвалидностью.

Одилжон Илхомжонов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Скоро в стране предстоит важное политическое событие — выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши народных депутатов.

Важно подчеркнуть, что нарушения избирательного законодательства влекут за собой административную и уголовную ответственность, что закреплено в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовном кодексе.

В частности, статьи 51-2 – 51-9 КоАП определяют конкретные меры ответственности за нарушения, связанные с организацией и проведением выборов.

Кодекс об административной ответственности предусматривает ряд санкций за нарушения избирательного процесса. Согласно статье 51-2, вмешательство в работу или препятствование деятельности Центральной избирательной комиссии и Избирательных комиссий карается штрафом для должностных лиц в размере от 10 до 15 БРВ.

Статья 51-3 устанавливает, что неисполнение решений этих комиссий, необоснованный отказ рассматривать их обращения или нарушение сроков рассмотрения без уважительных причин влечет штраф для должностных лиц в размере от 3 до 7 БРВ.

За нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии статья 51-4 предусматривает административное наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере от 5 до 10 БРВ.

Кодекс об административной ответственности также предусматривает штрафы за следующие нарушения, описанные в статьях 51-4 – 51-9:

– несоблюдение условий и порядка предвыборной агитации кандидатами, их доверенными лицами, представителями партий или должностными лицами;

– распространение заведомо ложных сведений о кандидатах или партиях;

– преднамеренное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов, размещенных в зданиях, сооружениях или других местах в ходе избирательного процесса;

– умышленное уничтожение или порча агитационных материалов при подготовке и проведении выборов или референдума;

– нарушение правил финансирования избирательных кампаний;

– несоблюдение порядка публикации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и других связанных с выборами исследований.

За все эти нарушения предусмотрены административные штрафы.

Уголовный кодекс в статье 146 устанавливает также ответственность за нарушения избирательного процесса. Под уголовную ответственность подпадают следующие деяния:

– нарушение тайны голосования;

– фальсификация избирательных документов;

– внесение ложных данных в избирательные или подписные листы;

– умышленное искажение результатов подсчета голосов.

Эти правонарушения могут быть совершены должностными лицами, представителями политических партий, органов самоуправления граждан, членами инициативных групп или избирательных комиссий.

За подобные нарушения предусмотрены различные виды наказаний:

– штраф до 25-кратного размера базовой расчетной величины;

– обязательные общественные работы на срок до 360 часов;

– исправительные работы сроком до 3 лет;

– ограничение свободы от 1 до 3 лет;

– лишение свободы на срок до 3 лет.

Мера наказания определяется судом в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Толибжон Обидов,

председатель Шайхантахурского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому