Реализм, конструктивность и открытость к диалогу
Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций глава государства озвучил масштабные цели и задачи. Выступление лидера Узбекистана вызвало широкий резонанс в мировых СМИ и экспертном сообществе как образец взвешенного и конструктивного подхода.
Центральной темой выступления стала консолидация международных усилий в решении острейших глобальных проблем современности – обеспечение мира и безопасности, борьба с бедностью и голодом, преодоление экологического кризиса. Президент Узбекистана подчеркнул, что в условиях нарастающей геополитической турбулентности требуются неординарные подходы и инициативы на основе взаимного учета интересов всех сторон.
Особо отмечена важность водного фактора для решения социально-экономических и экологических проблем региона.
Президент Узбекистана обозначил также принципиальное видение путей демилитаризации экономических отношений и восстановления доверия в международных делах. В частности, высказана инициатива по формированию глобальной платформы, учитывающей интересы различных стран и способствующей развитию экономических связей.
В своей речи лидер Узбекистана также убедительно аргументировал целесообразность проведения реформ в ООН с учетом современных реалий и оптимизации структуры Совета Безопасности путем его расширения. Такие преобразования, по его мнению, усилят авторитет и эффективность Организации в решении актуальных глобальных проблем.
Выступление Президента Узбекистана на Генассамблее ООН демонстрирует приверженность страны принципам многосторонности и обеспечению региональной и глобальной стабильности через широкий диалог, учет взаимных интересов и применение инновационных подходов. Прозвучавшие предложения и инициативы несут в себе мощный конструктивный потенциал, способствуя налаживанию равноправного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества на благо всего мирового сообщества.
Алимджан Кариев,
судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.
Особенности рассмотрения дел о взыскании алиментов в суде
Семья является основой любого общества, его фундаментом. Когда семьи крепкие и благополучные, тогда и общество стабильное и процветающее. Счастливые семьи — залог счастливого общества. Однако не всегда супружеский союз длится вечно, и некоторые пары расстаются по различным причинам, оставляя детей в уязвимом положении перед этим решением.
В таких случаях возникает вопрос об обеспечении содержания детей, чьи родители развелись. В Узбекистане данные вопросы регулируются Семейным кодексом. Согласно его нормам, если родитель уклоняется от выполнения обязанности по содержанию своих несовершеннолетних детей, то на основании решения суда или судебного приказа с него принудительно взыскиваются алименты.
Законодательство Узбекистана предусматривает правовые механизмы защиты имущественных прав детей при расторжении брака их родителями. Взыскание алиментов является гарантией обеспечения содержания несовершеннолетних в подобных ситуациях.
В случаях отсутствия соглашения между родителями об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей или при неисполнении обязанности по добровольной выплате алиментов, органы опеки и попечительства, имеют право обратиться в суд с иском о взыскании алиментов с отца или матери в размерах, установленных законом.
Согласно статье 99 Семейного кодекса, если между родителями нет соглашения о содержании несовершеннолетних детей, то суд назначает алименты в следующих размерах: на одного ребенка – 1/4 ежемесячного дохода родителя, на двоих детей – 1/3 дохода, на троих и более детей – 2/3 дохода. На ребенка-инвалида размер алиментов увеличивается до 1/2 дохода.
Суд вправе уменьшить или увеличить размер алиментов с учетом материального и семейного положения сторон, а также других заслуживающих внимания обстоятельств.
Законодательство четко регламентирует порядок и размеры взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей в случае отсутствия соглашения между родителями, предоставляя соответствующие права как родителям, так и органам опеки.
Когда речь заходит об алиментах, большинство людей понимают под этим денежные средства, выплачиваемые одним из родителей на содержание ребенка. Однако понятие алиментов имеет более широкий смысл. Согласно статье 110 Семейного кодекса Узбекистана, родители также имеют право взыскивать алименты со своих совершеннолетних трудоспособных детей в случае их уклонения от оказания материальной помощи.
Размер алиментов, подлежащих уплате детьми на содержание родителей, определяется судом с учетом семейного и материального положения сторон. При этом суд должен учитывать наличие всех совершеннолетних трудоспособных детей независимо от того, предъявлялись ли требования о взыскании к ним алиментов или нет.
К сожалению, некоторые родители пытаются уклониться от уплаты алиментов на содержание детей, скрывая свои реальные доходы или вовсе уклоняясь от выплат. Своевременное и правильное рассмотрение судами заявлений о взыскании алиментов не только защищает права и интересы детей, но и повышает ответственность родителей.
Суды определяют размер алиментов в строгом соответствии с законодательством, тщательно анализируя материальное положение сторон и другие обстоятельства дела. Это позволяет обеспечить справедливый баланс интересов как родителей, так и детей.
В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, повлекших дополнительные расходы на содержание ребенка (тяжелая травма, болезнь и т.п.), родитель обязан участвовать в их покрытии. Если родитель отказывается нести дополнительные расходы, суд вправе взыскать их в фиксированной сумме, частично компенсируемой деньгами, с учетом материального и семейного положения сторон.
Законодательство предусматривает гибкий подход к определению порядка и размеров алиментов в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств семьи. Это позволяет максимально обеспечить интересы ребенка при назначении алиментных выплат.
Решения суда о взыскании алиментов и судебные приказы подлежат незамедлительному исполнению в порядке, установленном законодательством.
Лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных нуждающихся детей, могут быть лишены родительских прав или привлечены к уголовной ответственности. Невыполнение решений о выплате алиментов родителям также влечет уголовную ответственность.
Освобождение или уменьшение задолженности по алиментам по соглашению сторон допускается только при их взаимном согласии, кроме случаев выплат на содержание несовершеннолетних детей.
Если суд установит, что должник не платил алименты по болезни или другим уважительным причинам, а его материальное положение не позволяет погасить долг, то по иску взыскателя он может быть полностью или частично освобожден от уплаты задолженности.
Законодательство содержит жесткие меры ответственности за неуплату алиментов, особенно на несовершеннолетних детей, при этом предусматривая некоторую гибкость в исключительных случаях при наличии уважительных причин и с учетом интересов сторон.
Бобир Исламов,
заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.
Важная веха по борьбе с наркопреступностью
Президент Узбекистана подписал Указ об устранении негативного воздействия наркотических средств и психотропных веществ на здоровье и генофонд населения путем их контролирования. В рамках документа утверждена Национальная стратегия противодействия наркомании и наркопреступности.
Предусмотрены меры по формированию в обществе, особенно среди женщин и молодежи, иммунитета к наркомании, нетерпимого отношения к потреблению наркотиков в учебных заведениях. Планируется внедрение эффективных информационно-пропагандистских и профилактических механизмов предотвращения распространения психоактивных веществ.
Важным направлением является реализация адресных мер по развитию системы качественной наркологической помощи на основе новых методов, совершенствование системы ранней профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наркомании и токсикомании.
Также предусмотрены меры по пресечению новых способов незаконного оборота наркотиков, особенно через интернет, развитие комплекса оперативно-розыскных, следственных и экспертно-криминалистических мер в этой сфере с использованием цифровизации.
Для координации усилий сформированы Государственная комиссия и ее региональные комиссии по контролю за наркотиками. Создан Национальный центр по контролю за наркотиками при Администрации Президента в качестве координирующего органа Госкомиссии.
Разработанная по инициативе Президента Шавката Мирзиёева Национальная стратегия по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в Республике Узбекистан на 2024-2028 годы выступает важной вехой в развитии и модернизации эффективной системы борьбы с трансграничной преступностью для достижения Целей ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
При этом Национальная стратегия уделяет особое внимание определению перспективных многосторонних международно-правовых инструментов, к которым Узбекистан может присоединиться в будущем.
Безусловно, это будет способствовать дальнейшему укреплению образа Узбекистана на международной арене с сохранением достигнутого положительного потенциала республики в области борьбы с наркотиками.
Нилуфар Дадабаева,
судья Мирабадского районного суда по уголовным делам.
Стратегия «Узбекистан-2030»: курс на построение свободного и процветающего государства
11 сентября Указом Президента была утверждена Стратегия «Узбекистан-2030» — программный документ, призванный воплотить в жизнь стремление народа к построению свободного, процветающего и сильного Нового Узбекистана.
Стратегия нацелена на создание условий для раскрытия потенциала каждого гражданина, воспитание здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирование экономики, интегрированной в глобальные производственные цепочки, а также обеспечение справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности в стране.
Ключевыми идеями Стратегии «Узбекистан-2030» являются: вхождение в число стран с доходом выше среднего благодаря устойчивому экономическому росту; создание системы образования, здравоохранения и социальной защиты, отвечающей потребностям народа и международным стандартам; формирование благоприятных экологических условий; построение справедливого и современного государства, служащего интересам народа; гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.
Поставленные задачи свидетельствуют о том, что в Узбекистане на первый план выходят честь и достоинство человека. Повышение человеческого потенциала, реализация чаяний граждан, обеспечение для них мирной, счастливой и благополучной жизни рассматриваются как главные цели развития страны.
Следует также отметить, что либерализация правовой системы и экономики, демократизация и модернизация государства осуществляются в Узбекистане поэтапно и взаимосвязано, с учетом национальной специфики и передового международного опыта. Реформы проводятся последовательно, принимая во внимание уникальные особенности страны, но при этом ориентируясь на лучшие мировые практики.
Важнейшей составляющей правового демократического государства является эффективная и справедливая судебно-правовая система, гарантирующая защиту прав и интересов граждан, что создает благоприятные условия для процветания и прогресса страны.
В Узбекистане за годы независимого развития был реализован комплекс реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой сферы с целью превращения ее в основной инструмент обеспечения надежной защиты прав человека и подлинной независимости судебной власти.
Формирование действенной судебной системы, соответствующей принципам верховенства права, стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Для укрепления гарантий справедливого правосудия были приняты важные законодательные акты и осуществлены институциональные преобразования.
В целях активного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в работу судов, повышения оперативности судопроизводства были предприняты масштабные меры по информатизации и эффективному использованию компьютерной техники. Велась работа по созданию в судах информационных систем и ресурсов, расширению сферы оказания интерактивных услуг бизнесу и населению. Важнейшим шагом стало внедрение электронного судопроизводства, успешно применяемого во многих странах.
Суды оснастились современным компьютерным оборудованием, разрабатывались специализированные программные продукты для автоматизации судебных процессов. Созданы электронные базы данных судебной практики и законодательства. Граждане и предприниматели получили возможность подавать документы в суд, отслеживать движение дел в электронном виде.
Комплексная информатизация судебной системы позволила существенно повысить качество и доступность правосудия, сократить сроки судопроизводства, обеспечить открытость судебной информации для общества.
Ибрагим Алимов,
заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.
Ограничение свободы: сбалансированный подход к уголовным наказаниям
Ограничение свободы является одним из видов уголовных наказаний, предусмотренных законодательством многих стран, в том числе Узбекистана. Это альтернативная мера наказания, призванная заменить лишение свободы (тюремное заключение) в случаях, когда суд считает возможным частичное ограничение прав и свобод осужденного без его полной изоляции от общества.
Основная суть ограничения свободы заключается в том, что осужденный не помещается в исправительное учреждение, однако ему налагается ряд ограничений.
В Уголовном кодексе Узбекистана ограничение свободы состоит в установлении судом в отношении осужденного полного запрета на покидание жилища под тем или иным предлогом, или ограничения на выход из жилища в определенное время суток.
Ограничение свободы назначается на срок от одного месяца до пяти лет и отбывается под надзором органов, определяемых судом. Ограничение свободы, условия его отбывания по месту жительства осужденного определяются судом с учетом характера совершенного деяния и предотвращения уклонения от исполнения вынесенного решения суда.
С учетом особенностей применяемого запрета (ограничения), суд может возложить на осужденного следующие дополнительные запреты (ограничения):
– не посещать определенные места;
– не участвовать в проведении массовых и иных мероприятий;
– не заниматься определенной деятельностью;
– не владеть или не хранить у себя определенные предметы;
– не управлять транспортным средством;
– не изменять место жительства, место работы и (или) учебы, не выезжать за пределы соответствующей административной территории без согласия органа, осуществляющего надзор за осужденными;
– не устанавливать контакты с определенными лицами;
– не использовать средства связи, в том числе Интернет;
– не употреблять алкогольные напитки.
Суд может возложить на осужденного к ограничению свободы обязанности возместить причиненный им материальный и моральный ущерб, устроиться на работу или учебу, а также иные обязанности, способствующие его исправлению.
В случае, если осужденный к ограничению свободы в период отбывания наказания осознал свои преступные деяния, твердо встал на путь исправления, возместил причиненный материальный и моральный ущерб, суд может отменить полностью или частично ранее установленные осужденному запреты (ограничения).
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также невыполнения им возложенных на него судом обязанностей, суд может заменить неотбытый срок ограничения свободы другим видом наказания. Время уклонения в срок отбытого наказания не засчитывается.
Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, а также лицам, не имеющим постоянного места жительства в Республике Узбекистан.
В целом же институт ограничения свободы является востребованным в практике уголовного правосудия при назначении наказания за преступления небольшой и средней тяжести. Он позволяет обеспечить баланс частных и публичных интересов, применяя не связанные с лишением свободы, но достаточно строгие меры принуждения.
Фаррух Тураходжаев,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.
Адвокатура как ключевой институт правового государства
Год назад в Узбекистане по результатам всенародного референдума была принята обновленная Конституция. 65% ее текста было изменено, а количество статей выросло до 434. Особое внимание было уделено расширению положений, касающихся прав человека — их число утроилось. Личные, политические, социальные и культурные права были дополнены новыми нормами, призванными полноценно обеспечить честь, достоинство и основные права граждан.
Одной из основополагающих идей правового государства является гарантия свобод личности. В таком государстве права и свободы граждан имеют высшую ценность, и его обязанностью является создание системы защиты этих прав и свобод.
Конституция Узбекистана гарантирует каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи. Ключевую роль в этом играет адвокатура, деятельность которой регулируется законами «Об адвокатуре» и «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов».
Закон «О гарантиях адвокатской деятельности» запрещает вмешательство в работу адвоката при исполнении им профессиональных обязанностей по защите прав физических и юридических лиц. Он также гарантирует право каждого обратиться за юридической помощью к любому адвокату. Задержанным, обвиняемым и осужденным должны быть обеспечены условия для конфиденциальных встреч и консультаций с адвокатом.
Новшеством стало введение в Конституцию главы 24, определяющей конституционно-правовой статус адвокатуры. Статья 141 устанавливает, что для оказания профессиональной юридической помощи действует адвокатура, осуществляющая деятельность на принципах законности, независимости и самоуправления.
Статья 142 Конституции Узбекистана запрещает любое вмешательство в деятельность адвоката при исполнении им профессиональных обязанностей. Она гарантирует адвокатам условия для беспрепятственных и конфиденциальных встреч и консультаций с подзащитными. Новой нормой стало положение о том, что честь, достоинство и профессиональная деятельность адвокатов находятся под защитой государства и охраняются законом. Это служит конституционной гарантией для адвокатской деятельности.
В целях приведения Закона «Об адвокатуре» в соответствие с Конституцией в него были внесены поправки. В частности, была отменена норма, требовавшая от лиц, желающих сдать экзамен на адвокатскую лицензию, наличия не менее двух лет стажа работы по юридической специальности.
Адвокатура является одним из ключевых социально-правовых институтов, необходимых для нормального функционирования правового государства. Поэтому изменения, внесенные в Конституцию в отношении адвокатской деятельности, должны способствовать увеличению числа квалифицированных адвокатов и усилению правовой защиты граждан.
Умиджон Ханаев,
судья Яшнабадского районного суда по уголовным делам.
Институт адвокатуры в Узбекистане: роль и перспективы развития
Адвокатура является неотъемлемым институтом правового государства и гражданского общества, играющим ключевую роль в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В Узбекистане адвокатской деятельности уделяется большое внимание в рамках судебно-правовой реформы.
Правовые основы адвокатуры регулируются Законом «Об адвокатуре». Он значительно расширил права и полномочия адвокатов, усилил гарантии их независимости.
Согласно Основному Закону, каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а при задержании — с момента фактического ограничения свободы передвижения. Кроме того, Конституция гарантирует право пользоваться услугами адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного и гражданского процессов.
На сегодняшний день в Узбекистане действуют Палата адвокатов и территориальные коллегии адвокатов. Статус адвокатов предусматривает их независимость, самоуправление, а также запрет на вмешательство в их деятельность. Проводится поэтапное реформирование экзаменационной системы для получения адвокатского статуса на основе объективных критериев оценки.
Вместе с тем, перед адвокатурой стоит ряд задач по дальнейшему повышению уровня оказания юридической помощи. В первую очередь, необходимо развивать специализацию адвокатов в различных отраслях права, особенно в сферах предпринимательства, интеллектуальной собственности, судебно-процессуальной деятельности и др.
Важным направлением является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, электронного документооборота между адвокатами, судами и правоохранительными органами. Это позволит оптимизировать судопроизводство, повысить качество юридических услуг.
Также актуальной задачей является постепенное смещение акцентов в судопроизводстве: снижение активной роли судьи в пользу состязательной формы процесса, где стороны представляют доказательства, а судья их оценивает. Это потребует дальнейшего усиления профессиональных навыков адвокатов.
Укрепление независимого и высокопрофессионального института адвокатуры является важнейшим фактором построения правового государства, создания эффективных правовых механизмов защиты граждан, повышения инвестиционной привлекательности страны. Поэтому поддержка и дальнейшее развитие адвокатуры остается одним из приоритетов судебно-правовой реформы в Узбекистане.
Институт адвокатуры играет ключевую роль в обеспечении и защите прав человека, что не требует дополнительных пояснений. Включение отдельной главы об адвокатуре в новую редакцию Конституции значительно повысило конституционный статус этого важнейшего института в сфере защиты прав граждан.
Аброр Саидов,
председатель Алмазарского районного суда по уголовным делам.
В Ташкенте мужчина, ударивший девушку за отказ познакомиться, приговорён к 2,5 годам лишения свободы
Суд в Ташкенте приговорил 26-летнего парня, который ударил девушку кулаком по лицу за отказ знакомиться с ним, к 2,5 годам лишения свободы. Подсудимый заявил, что разозлился из-за упавшего телефона.
Инцидент произошел 1 февраля в 17:10 в Мирзо-Улугбекском районе. Парень пытался познакомиться с 17-летней девушкой и схватил её сзади. После того как девушка оказала сопротивление, он ударил её по лицу и скрылся с места происшествия.
Судмедэкспертиза установила у потерпевшей травму в области нижней губы.
Суд признал 27-летнего А. А. виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» частью 2 статьи 277 (Хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом, выражающимся в демонстративном пренебрежении к общепринятым нормам нравственности) Уголовного Кодекса, и приговорил к 2 годам 6 месяцам лишения свободы.