Искать:

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: КУРС НА НЕЗАВИСИМОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ

14 августа 2024 года Президент Узбекистана утвердил  закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на укрепление гарантий независимости судебной власти, информирование общественности о деятельности судов и обеспечение единой судебной практики». Документ нацелен на усиление независимости судебной системы, повышение прозрачности работы судов и обеспечение единообразия судебной практики.

Этот законодательный акт вносит изменения в процессуальные кодексы с целью усовершенствования механизма проверки законности и обоснованности судебных решений. Нововведения призваны упростить и сделать более доступным для граждан порядок обжалования судебных постановлений.

Обновленная Конституция Республики Узбекистан закрепила дополнительные гарантии независимости судебной власти и ответственности судей за рассматриваемые дела. Это существенно способствует повышению эффективности судебной системы.

Недавно принятый закон отменил требование о регулярных отчетах председателей судов перед местными Кенгашами народных депутатов. Вместо этого, суды теперь обязаны каждые три месяца информировать общественность о своей работе через СМИ.

В рамках реформирования процесса пересмотра судебных решений, в ряде нормативных актов термин «контроль» был заменен на «ревизию». Эти изменения нацелены на укрепление независимости судебной системы.

Принятый закон создает прочный фундамент для дальнейшего укрепления независимости судебной власти и обеспечивает правовую основу для регулярного информирования общества о работе судов.

Закон запрещает возлагать на судей обязанности, не связанные с отправлением правосудия. Он направлен на повышение прозрачности судебной системы и устранение существующих правовых пробелов и противоречий.

Ориф КЛИЧЕВ,

судья по уголовным делам

Ташкентского городского суда.

ТОЛЬКО СПЛОЧЕННЫЕ — МЫ ЕДИНЫЙ НАРОД, ТОЛЬКО ВМЕСТЕ — МЫ СИЛЬНАЯ СТРАНА

Становление суверенного государства затрагивает не только политические аспекты, но и глубоко влияет на жизнь народа, перспективы развития страны. Это объясняет, почему независимость считается фундаментальной основой для любого государства.

В современном Узбекистане приоритеты государственной политики отражают высокие гуманистические идеалы. Страна характеризуется атмосферой спокойствия и взаимопонимания между различными этническими группами, а также систематической поддержкой уязвимых слоев населения. Эти принципы стали краеугольным камнем национальной стратегии развития.

Новый Узбекистан отличается рядом положительных черт: общественным согласием, отсутствием конфликтов, уважением к различным религиозным взглядам и обеспечением равных возможностей для представителей разнообразных культурных традиций в общественной жизни. Такой подход к построению гармоничного общества служит ценным примером в глобальном контексте, демонстрируя эффективные методы укрепления межконфессионального и межкультурного взаимодействия.

В этом году страна отметит 33-ю годовщину независимости под девизом «Только сплоченные — мы единый народ, только вместе — мы сильная страна!». В рамках празднования будут организованы многочисленные мероприятия, направленные на укрепление национального единства, продвижение культурного наследия и достижений Узбекистана. Планируется проведение литературно-художественных вечеров, дней национального кино, гуляний, культурных и спортивных мероприятий, гастрономических фестивалей.

Как отмечено в постановлении Президента «О подготовке и проведении празднования тридцать третьей годовщины государственной независимости Республики Узбекистан» от 18 июля 2024 года: «Именно благодаря независимости наша страна стала суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством, полноценным субъектом международного права. Мир заново узнал и признал нас. Расширяются отношения дружбы и сотрудничества с разными государствами и народами, растет авторитет нашей Родины на международной арене.

В ходе осуществляемых в стране в последние годы широкомасштабных демократических реформ мы особенно глубоко осознаем, какое это великое счастье и честь и вместе с тем огромная ответственность — быть независимым, открытым миру государством, занимать достойное место в семье свободных народов, добиваясь современного уровня развития.

Кардинальные изменения во внутренней и внешней политике, направленные на обеспечение национальных интересов, достигаемые практические результаты получают признание и поддержку международного сообщества».

За последние годы республика достигла высоких темпов экономического роста и совершила значительные шаги в области устойчивого развития. Внедрение современных технологий и диверсификация экономики — среди основных стратегий государства, что обеспечивает создание новых рабочих мест и улучшение жизни населения.

Важной частью реформ также является развитие системы правоприменения, укрепление прав.

33-летие независимости Узбекистана — важная веха в истории нашей страны. За этот период Узбекистан преодолел немало трудностей и достиг значительных успехов в своем развитии.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

Правовой щит для женщин

Проблема гендерного насилия продолжает оставаться одним из самых серьезных социальных вызовов, несмотря на значительные усилия по ее решению в последние годы.

Узбекистан предпринял ряд важных законодательных шагов для борьбы с этой проблемой. Принят Закон «О защите женщин от притеснения и насилия», который определяет основные концепции и механизмы защиты. Введен в действие Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», направленный на обеспечение гендерного равенства во всех сферах жизни. Внесены поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за домашнее насилие. В 2023 году принят новый закон — «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей», вносящий изменения в ряд законодательных актов с целью усиления защиты прав женщин и детей. Этот документ нацелен на предотвращение домогательств и насилия, улучшение семейной атмосферы и повышение позиций страны в международных рейтингах по правам женщин и детей. Эти законодательные инициативы сформировали прочную правовую базу для более эффективного противодействия гендерному насилию.

Борьба с гендерным насилием в Узбекистане находится на важном этапе. Созданы базовые законодательные и институциональные механизмы, растет осознание важности проблемы на государственном уровне. Однако для достижения устойчивых результатов необходимы долгосрочные усилия по изменению глубоко укоренившихся социальных норм и стереотипов. Комплексный подход, включающий правовые, экономические, образовательные и социальные меры, в сочетании с активным участием гражданского общества, может привести к значительному прогрессу в снижении уровня гендерного насилия в стране.

Жахонгир Одилов,

судья Учтепинского районного суда по уголовным делам.

СВЯЗАННЫЕ ЛИЦА И БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ: КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ В ПОНИМАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Президент Узбекистана 5 июня подписал закон «О конфликте интересов». Документ сфокусирован на механизмах предотвращения и регулировании конфликтов интересов, связанных с деятельностью государственных органов и работников государственных организаций.

Действие документа распространяется на госорганы и госучреждения, государственные унитарные предприятия, государственные целевые фонды, а также АО с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более. В отношении юридических лиц с госдолей 50% и более закон распространяется только в сфере госзакупок.

В документе представлены определения ключевых терминов, имеющих отношение к этике государственной службы и управлению конфликтами интересов. Особое внимание уделяется понятию «конфликт интересов».

Закон подчеркивает, что конфликт интересов возникает тогда, когда личная заинтересованность должностного лица противоречит правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Кроме того, в документе даются определения таких понятий как «связанные лица», «личная заинтересованность» и «близкие родственники», что позволяет более точно идентифицировать ситуации, в которых может возникнуть конфликт интересов.

Согласно нормативно-правовому акту сотрудник обязан:

  • не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при выполнении должностных обязанностей или служебных полномочий;
  • в случае возникновения реального конфликта интересов уведомлять своего непосредственного руководителя или специальное подразделение до принятия решения по документам, находящимся в его делопроизводстве;
  • не принуждать находящихся в его непосредственном подчинении сотрудников или иных сотрудников к действиям (бездействию) прямо или косвенно преследующим его личные интересы;
  • сообщить в течение одного рабочего дня о случае поступления предложений о приеме на работу от организации или ее структурного подразделения, находящегося под контролем госоргана или иной организации, где он сам работает и т. д.

Для предупреждения конфликта интересов сотрудник не вправе:

  • получать личную выгоду путем злоупотребления служебным положением;
  • скрывать сведения либо предоставлять заведомо ложную или недостоверную информацию при раскрытии информации о конфликте интересов;
  • работать по совместительству в организациях, одна из которых подчинена или подконтрольна другой, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • быть учредителем (акционером, участником) коммерческих организаций, за исключением случаев владения до 10% процентов свободно обращающихся акций АО;
  • владеть акциями или долями в уставном фонде (уставном капитале) бизнеса, находящегося под контролем госоргана или иной организации, где он работает, а также быть членом органа управления, за исключением случаев. При трудоустройстве сотрудник должен в течение месяца реализовать эти акции или доли, выйти из членства органов управления.
  • участвовать в качестве представителя в рассмотрении дел, касающихся его или связанных с ним лиц, в госорганах или иных организациях, где он сам работает, если в соответствии с законодательством он не является законным представителем;
  • участвовать в покупке или получении в аренду имущества организации, где он работает.

В законе определены задачи уполномоченных органов в области предотвращения конфликта интересов в деятельности госструктур: Агентства по противодействию коррупции (специально уполномоченный госорган), комиссий по этике, отделов кадров и внутренних антикоррупционных структур в госорганизациях.

В связи с принятием закона о предотвращении конфликтов интересов утверждены поправки в законодательство, которыми определяются правовые последствия нарушения требований о конфликте интересов.

Неуведомление работниками госорганов и организаций в установленном законом порядке о наличии реального конфликта интересов будет наказываться штрафом от 3 до 5 БРВ, повторное неуведомление — от 5 до 10 БРВ.

Непринятие должностным лицом мер по урегулированию конфликта интересов в ставших известными ему случаях влечет наложение штрафа от 5 до 10 БРВ, повторное — от 10 до 15 БРВ.

Если нарушения зафиксированы в сфере госзакупок, штраф составит от 20 до 30 БРВ.

Ибрагим Алимов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.

ОТ НЕЗАВИСИМОСТИ ДО ПРОЗРАЧНОСТИ: КОМПЛЕКСНАЯ РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА

Президент Узбекистана 14 августа подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на укрепление гарантий независимости судебной власти, информирование общественности о деятельности судов и обеспечение единой судебной практики».

В последние годы для дальнейшего расширения доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд» осуществлены важные реформы, направленные на обеспечение приоритета человеческого достоинства.

В нашей стране проведена последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия. В результате степень защиты прав и законных интересов лиц в процессе отправления правосудия перешла на новый уровень.

Посредством совершенствования института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений внесены соответствующие изменения и дополнения в процессуальные кодексы, направленные на создание удобного и упрощенного для граждан порядка.

Установление в Конституции в новой редакции гарантий независимого функционирования судебной власти и неподотчетности судей по конкретным делам стало еще одним важным шагом на пути повышения эффективности деятельности судов.

Для полноценного претворения в жизнь данных конституционных гарантий, дальнейшего укрепления независимости судебной власти возникает необходимость отмены правила о предоставлении председателями судов не реже одного раза в год информации в местные Кенгаши народных депутатов, а также обеспечения единой судебной практики, устранения некоторых пробелов и противоречий в законодательстве в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений.

Документом вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающие отмену правил о предоставлении председателями судов не реже одного раза в год информации в местные Кенгаши народных депутатов, ежеквартальном информировании судами общественности о своей деятельности через СМИ, а также обеспечение единой судебной практики в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений.

Закон послужит дальнейшему укреплению гарантий независимости судебной власти, созданию прочных правовых основ регулярного получения обществом информации о деятельности судов, предотвращению возложения на судей каких-либо обязанностей, не связанных с осуществлением правосудия, обеспечению прозрачности их деятельности, а также устранению некоторых пробелов и противоречий в законодательстве.

Мухтарама Тургунова,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН В АЛМАЗАРСКОМ РАЙОНЕ СТОЛИЦЫ

В мероприятии принял участие прокурор города Ташкента Э. Юлдашев, который ознакомил граждан, с порядком выездного приема.

После этого прокурор города, руководители Главного управления внутренних дел, столичных судов, государственного налогового комитета начали прием граждан.

Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, судья Ташкентского городского административного суда М. Махмудов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам И. Алимов, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда А. Ёриев, временно исполняющий обязанности председателя Алмазарского районного суда по уголовным делам З. Нуриддинов заслушали обращения соотечественников по судебно-правовым вопросам.

На выездном приеме было заслушано 19 обращений. 9 обращений по гражданским делам, 7 — по уголовным, 3 — по административным. По 19 обращениям были даны юридические разъяснения.

ОПЛАТА РАБОТЫ В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В 2024 ГОДУ

Каждый работник должен трудиться по графику, утвержденному сторонами в трудовом договоре. При этом время труда и периоды отдыха четко обговариваются и фиксируется.

 Стандартными выходными являются суббота и воскресенье. В эти дни привлечения к труду разрешается только в экстренных случаях и, соответственно, оплата работы в субботу и в воскресенье по Трудовому кодексу Республики Узбекистан должна быть больше. Эти правила четко прописаны в кодексе, их нарушения незаконно и может быть обжаловано. Поэтому не только работодатель, но и работник должен знать, как нужно оплачивать работу выходной день.

В соответствии со ст.209 Трудового кодекса привлечение работников к работе в выходные и праздничные нерабочие дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Перечень заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, определяется коллективным договором, а если он не заключен — работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, а в случаях, когда работодателем выступает индивидуальный предприниматель — трудовым договором.

В праздничные нерабочие дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ (услуг), вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

В соответствии со ст.210 Трудового кодекса привлечение к работе в выходные и праздничные нерабочие дни без согласия работника не допускается, за исключением случаев:

– производства работ для предотвращения или ликвидации катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, а также пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в других исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части;

– предотвращения несчастных случаев;

– производства общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

–  предотвращения уничтожения или порчи имущества работодателя.

В соответствии со ст. 263 данного кодекса работа в выходной день или праздничный нерабочий день оплачивается не ниже чем в двойном размере:

– сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

– работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

– работникам, получающим оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада за каждый проработанный день или час.

По желанию работника работа в выходной день или праздничный нерабочий день может быть компенсирована предоставлением другого дня отдыха. При компенсации работы в выходной день или праздничный нерабочий день предоставлением другого дня отдыха, оплата за такую работу производится не менее чем в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Жалолиддин Аббасов,

судья Шайхантахурского межрайонного суда

по гражданским делам.

РАССМОТРЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СПОРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Цифровизация современного мира приводит к изменениям в различных сферах деятельности, включая и правовую. В последние годы все больше корпоративных исков, связанных с цифровыми технологиями, что создает новые вызовы не только для юристов и бизнес-сообщества, но и судьям.

Указом Президента Республики Узбекистан от 16 января 2023 года за №11 была утверждена «Краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023 — 2026 годы». В рамках данной Стратегии одним из приоритетных задач по обеспечению правосудия определено: полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях. По нашему мнению, данный Указ будет способствовать вхождению судебной системы нашей страны в эру цифровых технологий.

Ни для кого не секрет, что рассмотрение корпоративных споров в экономических судах увеличивается с каждым годом.

Корпоративные споры, рассматриваются в порядке гл. 26 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О хозяйственных товариществах»,  с Постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан «О некоторых вопросах разрешения экономическими судами корпоративных споров» и иными актами законодательства. Данная категория дел представляет собой одну из сложнейших категорий, требующих высокой квалификации судей.

Несмотря на то, что большинство вопросов по корпоративным спорам — это вопросы права, в том числе правовой оценки доказательств, судьи часто сталкиваются с вопросами, требующими соответствующих вычислений и применения цифровых технологий.

Также надо отметить то, что одной из основных причин увеличения корпоративных исков в условиях цифровизации является увеличение объема данных, которые хранятся и обрабатываются компаниями. Это может привести к утечкам конфиденциальной информации, нарушениям прав потребителей или нарушениям законодательства о защите данных. Кроме того, цифровые технологии также могут быть использованы для мошенничества, кибератак и других преступлений, что также может привести к возникновению корпоративных исков.

Возможные сферы применения ИИ в корпоративных спорах в суде условно подразделяются на две группы:

1) делопроизводство в суде и общие вопросы судебного разбирательства;

2) оценка доказательств и установление юридически значимых обстоятельств по корпоративному спору.

Сегодня мы остановимся на втором.

Рассмотрение корпоративных исков связанных с расчетом корпоративных убытков, причиненных обществу. Установленная в ст. 324 Гражданского кодекса Республики Узбекистан обязанность суда по определению размера возмещения убытков из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства в случае, когда заявленный истцом размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности, позволяет задуматься о применении ИИ при разрешении данных споров.

Вопрос взыскания убытков, причиненных корпорации по банкротным основаниям, предусмотрены в законе «О неплатёжеспособности» согласно которому непредставление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором в суд заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательствам по налогам и сборам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 9 настоящего Закона.

Законодатель в статье 63 Гражданского кодекса Республики Узбекистан уточняет что при несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Размер субсидиарной ответственности за неподачу заявления должника в суд равен совокупному размеру обязательств должника, размер ответственности определяется в долях, приходящихся на каждое контролируемое лицо, пропорционально размеру причиненного им вреда с учетом периода осуществления ими фактического контроля над должником.

При совершении вышеуказанных вычислений и проверке расчетов сторон использование ИИ исключит даже математические ошибки в выводах судьи-человека. Проверке расчетов причиненных убытков также помогут сведения Налогового комитета при Кабинете Министров Республики Узбекистан о сданной бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения Единого портала интерактивных государственных услуг- ЕПИГУ о  периодах выполнения лицом функций исполнительного органа юридического лица и иные данные, доступ к которым будет предоставлен ИИ при его работе.

Судья проверяет формируемые ИИ вычисления (расчет убытков) на предмет верного установления периода причинения убытков, а в случае возникновения сомнений может уточнить ряд юридически значимых фактов в ходе судебного заседания.

Установление «справедливости» цены сделки.

При совершении корпорацией сделок законодательство позволяет заинтересованным лицам — участникам, членам совета директоров и самой корпорации  — обжаловать их как по общим  (гл. 9 Гражданского кодекса Республики Узбекистан), так и по специальным нормам Законов «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (ст. 44) и «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (ст. 83–84)) основаниям.

Назначая судебную экспертизу по вопросу определения рыночной стоимости (ретроспективно) на момент совершения спорной сделки, суд привлекает экспертов — лиц, обладающих специальными познаниями с учетом особенностей, указанных в статье 55 Экономического процессуального кодекс Республики Узбекистан. Проводимая судебная экспертиза, по сути, является оценкой рыночной стоимости имущества либо иного актива — объекта спорной сделки. Эксперт применяет стандарты оценки, указанные в законе «Об оценочной деятельности».

Крупные оценочные компании часто используют профессиональные программы оценки имущества. В основу алгоритмов оценки, указанных программ, положены справочники и статистика авторитетных аналитических компаний. Кроме того, существуют общепризнанные исследования рынка жилой и коммерческой недвижимости, а также электронные справочники оценщика.

В данном случае искусственный интеллект способен справиться с задачей по установлению «справедливости» или «рыночности» цены сделки не менее эффективно, чем судья-человек, выводы которого основываются на судебных экспертизах, внесудебных заключениях или рецензиях на указанные экспертизы (заключения). Выводы судебных экспертов отклоняются судом при наличии в деле иных более значимых доказательств либо при возможности рассмотрения дела по иным доказательствам по делу.

Внедрение ИИ при рассмотрении вышеуказанных исков позволит значительно сократить время рассмотрения дела путем исключения приостановления производства по делу в силу норм ЭПК Республики Узбекистан (ст. 102)  в виду назначения судом экспертизы, а также устранит сомнения в объективности выводов эксперта и потребность в проведении повторной судебной экспертизы. Также надо отметить, что вопрос об определении рыночной цены сделки часто исследуется и в налоговых спорах при выявлении необоснованной налоговой выгоды.

Полагаем необходимым активизировать исследования в сфере использований ИКТ и программных решений в сфере использования Искусственного интеллекта в ходе осуществления правосудия, развития технологий «предсказательного правосудия» на основе основных положений Европейской этической хартии об использовании искусственного интеллекта в судебных системах и окружающих их реалиях (Страсбург, 3-4 декабря 2018 года).

Необходимо задействовать Искусственный Интеллект в вопросах, требующих обработки большого количества информации и документов в электронном виде. Искусственный интеллект обеспечит процессуальную экономию и сроки рассмотрения корпоративного спора по существу путём сокращения временных затрат и безошибочности совершения вычислений.

Азизбек Атажанов,

доктор философии по юридическим наукам (PhD).

Мавлуда Бобораимова,

 судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И ШАГИ К ЕЕ ИСКОРЕНЕНИЮ

Траффикинг, или торговля людьми, представляет собой острую социальную проблему, угрожающую основополагающим правам человека, включая право на жизнь, свободу перемещения и защиту от пыток.

 Траффикинг может осуществляться как внутри одной страны, так и на международном уровне, причем внутренний траффикинг может быть не менее опасным, чем трансграничный. Согласно статистике ООН, ежегодно около 700 тысяч людей – женщин, детей и мужчин – становятся жертвами торговли людьми.

Это явление относится к сфере организованной транснациональной преступности и по уровню доходности сопоставимо с торговлей наркотиками и оружием. Таким образом, траффикинг (торговля людьми) представляет собой серьезную угрозу не только для отдельных лиц, но и для общества в целом, требуя пристального внимания и эффективных мер противодействия на международном уровне.

Для полного осознания масштабов трагедии торговли людьми и эффективной борьбы с этим явлением необходимо глубокое понимание его сути, причин возникновения, а также детальное изучение жертв: их личностей, факторов уязвимости, обстоятельств порабощения и требований для их освобождения и последующей реабилитации.

В Узбекистане противодействие этому современному злу возведено в ранг государственной политики. Это подтверждается принятием ряда законодательных актов в данной области за последнее время.

Значительным шагом Указ главы государства от июля 2019 года, согласно которому Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была трансформирована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду под руководством Председателя Сената. Также был учрежден пост Национального докладчика по этим вопросам.

Разработан стратегический план («дорожная карта») по улучшению позиции Узбекистана в сфере борьбы с торговлей людьми и принудительным трудом, учитывающий рекомендации Международной организации труда, Госдепартамента США, а также международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch».

Важным достижением стало принятие программы конкретных мер по защите прав и свобод граждан Узбекистана, находящихся за рубежом. Эти инициативы демонстрируют серьезность намерений государства в борьбе с торговлей людьми и защите прав своих граждан как внутри страны, так и за ее пределами.

В настоящее время в Узбекистане реализуется комплексный подход к предупреждению различных форм преступности. Благодаря систематической профилактической работе, информационно-просветительским кампаниям по усилению борьбы с торговлей людьми, а также воспитательным мероприятиям среди населения, особенно молодежи, за последние годы наблюдается снижение числа преступлений, связанных с торговлей людьми.

Важным этапом в законодательном регулировании этой сферы стало принятие 17 апреля 2008 года Закона Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми». Этот нормативный акт был разработан с учетом международных правовых норм и опыта законодательного регулирования других стран в данной области.

Спустя двенадцать лет, в 2020 году, правовая база была обновлена. Президент Узбекистана утвердил новую редакцию закона «О противодействии торговле людьми». Это свидетельствует о постоянном совершенствовании законодательства страны в соответствии с современными вызовами и международными стандартами в сфере борьбы с торговлей людьми.

Эти законодательные инициативы демонстрируют последовательность усилий Узбекистана в противодействии торговле людьми и стремление к созданию эффективной правовой основы для защиты граждан от этого вида преступлений.

Обновленный закон расширил терминологическую базу, включив такие понятия как «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (определяемая как государство, откуда была вывезена жертва или чьи граждане стали жертвами), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от данного преступления), «принуждение» и другие. Также в документе четко обозначены ключевые направления государственной политики в этой сфере.

Значительным дополнением стала новая глава, посвященная превентивным мерам против торговли людьми. Она предусматривает проведение постоянного мониторинга ситуации, повышение осведомленности общества о потенциальных угрозах, а также разработку и внедрение образовательных программ как в государственных, так и в частных учебных заведениях.

В современных условиях эффективное противодействие этому виду преступлений возможно только при консолидации усилий всего общества. Ключевым фактором в решении данной проблемы является повышение правовой грамотности населения. В настоящее время правоохранительные органы, институты гражданского общества и судебная система объединяют свои усилия для информирования граждан о том, что торговля людьми является серьезным преступлением против личности, влекущим за собой суровое наказание.

Такой комплексный подход демонстрирует серьезность намерений государства и общества в борьбе с торговлей людьми и защите прав граждан.

Нилуфар Дадабаева,

судья Мирабадского районного суда по уголовным делам.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ

В Узбекистане происходят масштабные преобразования судебной системы, нацеленные на повышение качества и результативности отправления правосудия. Важнейшим аспектом этих реформ стало активное внедрение цифровых технологий в судопроизводство. Эти инновации привели к значительному ускорению судебных процессов, усилению их прозрачности и доступности для населения, что в итоге способствовало росту общественного доверия к судебной ветви власти.

Одной из первых инициатив в рамках цифровой трансформации судебной системы стало формирование централизованной электронной базы данных по уголовным делам. Эта система обеспечила судам возможность оперативного и эффективного обмена сведениями о правонарушениях и обвиняемых, что существенно оптимизировало процедуру рассмотрения уголовных дел. Параллельно с этим, переход на электронный документооборот позволил сократить временные затраты на передачу и обработку документации, а также минимизировать риски возникновения ошибок и искажения данных.

Существенным продвижением в цифровой трансформации судебной системы стало введение виртуальных судебных заседаний. Эта инновация позволила судьям и адвокатам участвовать в разбирательствах удаленно, что значительно ускорило процесс рассмотрения дел и сделало правосудие более доступным для граждан, особенно проживающих в отдаленных регионах страны.

Ключевым достижением в сфере цифровизации судопроизводства стало внедрение комплексной автоматизированной системы регистрации и управления судебными процессами. Эта платформа автоматизирует множество этапов судебного разбирательства — от подачи исковых заявлений до вынесения приговоров. В результате удалось значительно сократить сроки рассмотрения дел, свести к минимуму вероятность ошибок и повысить прозрачность всего судебного процесса.

Важным шагом в цифровизации судебной системы стало внедрение электронного архива судебных дел. Теперь все материалы дел хранятся в электронном виде, что позволяет сократить время на поиск и предоставление необходимых документов. Кроме того, это также позволяет избежать потери или повреждения бумажных документов, что является серьезной проблемой для судебной системы.

Внедрение информационных технологий в судебную систему также позволило существенно улучшить взаимодействие между различными органами правосудия, такими как суды, прокуратура, следственные органы и другие. Теперь все они могут быстро и эффективно обмениваться информацией, что позволяет более оперативно реагировать на возникающие проблемы и ускорить процесс рассмотрения дел.

Внедрение информационных технологий в судебную систему Узбекистана имеет множество преимуществ и является важным шагом к улучшению правосудия в стране. Необходимо продолжать работу по совершенствованию и развитию цифровых технологий в сфере правосудия, чтобы обеспечить более эффективную и справедливую систему для всех граждан Узбекистана.

Сурайёхон Хожамкулова,

судья Мирабадского районного суда

по уголовным делам.

Перейти к содержимому