Искать:

СУДЬИ РАССМОТРЕЛИ БОЛЕЕ 70 ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН НА ВЫЕЗДНОМ ПРИЕМЕ В ЧИЛАНЗАРСКОМ РАЙОНЕ СТОЛИЦЫ

В  Народной приемной Чиланзарского района столицы состоялся выездной прием  Верховного суда по судебным вопросам.

В мероприятии приняли участие судья Верховного суда Р. Сагатов, председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, председатель Ташкентского административного суда У. Алмамедов, председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам И. Собиров, а также председатели коллегий по гражданским и экономическим делам, руководитель Народной приемной города Ташкента Т. Муллажонов и руководитель Народной приемной Чиланзарского района Т. Орзиев.

В рамках приема были рассмотрены обращения 74 граждан по 47 различным вопросам.

В частности, были заслушаны 28 апелляций по гражданским делам, 12 — по уголовным, 3 — по административным, а также 4 обращения, касающихся ненадлежащего исполнения обязанностей судьями.

Кроме того, по представлениям уголовных судов 8 осужденных были освобождены условно-досрочно.

По 13 обращениям решения были приняты на месте, остальные взяты на контроль для последующего исполнения.

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ТРЕТЕЙСКИМИ РЕШЕНИЯМИ

В законодательство Республики Узбекистан внесены нормы, регулирующие порядок обжалования решений третейских судов, принятых по спорам, подведомственным экономическим судам. Эти изменения направлены на обеспечение справедливости и правовой защищенности участников третейского разбирательства.

Решение третейского суда может быть оспорено стороной третейского разбирательства, лицами, не привлеченными к участию в деле, если решение затрагивает их права и обязанности.

Срок подачи заявления — 30 дней со дня получения копии решения третейского суда.

Подача заявления приостанавливает исполнение решения третейского суда до завершения рассмотрения дела в экономическом суде. Это обеспечивает временную защиту интересов стороны, оспаривающей решение.

Дело рассматривается судьей единолично. Суд может затребовать материалы третейского разбирательства, если соответствующее ходатайство подано стороной. Участники уведомляются о времени и месте заседания, и их неявка не препятствует рассмотрению.

Экономический суд не вправе пересматривать существо спора или оценивать доказательства, установленные третейским судом. Он проверяет только процессуальные и правовые основания для отмены решения.

Решение третейского суда подлежит отмене, если будет доказано, что третейское соглашение недействительно по закону; спор не предусмотрен третейским соглашением или выходит за его рамки; нарушен порядок формирования третейского суда или проведения разбирательства; решение принято с нарушением процедуры, установленной законом; сторона не была должным образом уведомлена о разбирательстве.

Также отмена возможна, если спор не подлежал рассмотрению третейским судом по закону; третейский суд был образован с нарушением законодательства; третейский суд принял решение в отношении лиц, не привлеченных к делу.

Установленный порядок оспаривания решений третейских судов позволяет обеспечить законность, защиту прав и соблюдение процессуальных норм. Это важный шаг в сторону повышения доверия к механизмам альтернативного разрешения споров и укрепления правопорядка в сфере хозяйственного судопроизводства.

Анвар Ибрагимов,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВОСУДИЯ: ГРАЖДАНАМ СТАНЕТ ПРОЩЕ УЧАСТВОВАТЬ В СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ ДИСТАНЦИОННО

В последние годы в Узбекистане реализуются масштабные реформы, направленные на цифровую трансформацию судебной системы. Эти преобразования открыли новые возможности для граждан в части обращения в суд, повышения доступности и эффективности правосудия, а также обеспечения прозрачности и открытости судебной деятельности.

Среди ключевых достижений — внедрение интерактивного портала Верховного суда Республики Узбекистан, через который граждане и юридические лица могут подать заявление, участвовать в судебных заседаниях дистанционно, получать судебные акты и информацию о ходе рассмотрения дел в электронном формате.

Однако развитие цифровых форматов судебного разбирательства требует и обновления процессуального законодательства. В частности, назрела необходимость закрепления правовых основ для использования систем мобильной видеоконференцсвязи (ВКС), что особенно актуально в условиях территориальной удаленности участников процесса или невозможности их личного присутствия.

В этой связи принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с созданием для населения более благоприятных условий для дистанционного участия в судебных разбирательствах», вносящий изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс, Экономический процессуальный кодекс и Кодекс об административном судопроизводстве Республики Узбекистан.

Теперь официально закреплено, что участие сторон, свидетелей, экспертов и других участников судебного разбирательства может обеспечиваться как с использованием стационарных систем видеоконференцсвязи судов по месту жительства (или пребывания) участников, так и с помощью мобильных решений, предоставляемых судом, рассматривающим дело.

Кроме того, суды обязаны осуществлять идентификацию личности участников заседания при дистанционном участии, включая использование информационных технологий. Все процессуальные действия — разъяснения прав, принятие присяги, пояснения участников — будут фиксироваться аудио- и видеозаписью, с последующим указанием в протоколе заседания.

Принятые изменения создают юридическую основу для более широкого использования цифровых технологий в судебных заседаниях и обеспечивают

более удобный и равный доступ к правосудию для граждан вне зависимости от места их нахождения; сокращение временных и финансовых затрат участников процесса; повышение прозрачности и подотчетности судебной системы; усиление гарантий защиты прав и свобод граждан.

Принятый закон — это еще один шаг в направлении формирования современной, доступной и справедливой судебной системы, в которой каждый гражданин может реализовать свои права эффективно и без лишних барьеров.

Мухтарама ТУРГУНОВА,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НА МЕСТАХ

При содействии руководства Ташкентского городского суда, Ташкентского городского административного суда, председателей районных и межрайонных судов, а также судей, в сотрудничестве с Народной приемной города Ташкента, был проведен выездной прием граждан в махалле «Авлоний» Мирабадского района столицы.

В рамках приема руководители и судьи столичных судов выслушали обращения 29 граждан. Рассмотрены вопросы, касающиеся 27 уголовных дел, одного гражданского и одного административного дела.

По результатам приема удовлетворены обращения 7 граждан по уголовным делам; по 3 административным делам, в связи с примирением сторон, производство было прекращено; 17 гражданам предоставлены необходимые юридические  разъяснения; дополнительно разъяснения даны двум заявителям по гражданским и административным вопросам.

Кроме того, в ходе выездного судебного заседания, проведенного судьями Мирабадского районного суда по уголовным делам, были рассмотрены дела 7 осужденных, представленные районной службой пробации. На основании статьи 73 Уголовного кодекса они были условно-досрочно освобождены от наказания.

Регулярные приемы граждан с участием руководства столичных судов продолжаются в соответствии с утвержденным графиком.

ЦЕЛЬ — СИСТЕМНОЕ ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИ

В Узбекистане борьба с коррупцией становится приоритетным направлением государственной политики. Страна уверенно движется в сторону построения открытого, справедливого и подотчетного общества, демонстрируя решимость в искоренении всех форм коррупции.

Основу антикоррупционной стратегии составляет формирование общественной нетерпимости к коррупции. Властями внедряются системные меры не только по выявлению правонарушений, но и по предупреждению самих условий для их возникновения. Превентивные механизмы, информационные технологии и вовлечение граждан — ключевые элементы в борьбе с этим социальным злом.

Согласно Стратегии развития Нового Узбекистана  на 2022–2026 годы, особое внимание уделяется выявлению уязвимых для коррупции сфер и совершенствованию механизмов предотвращения. Внедрение технологий, включая элементы искусственного интеллекта, значительно расширяет возможности выявления коррупционных рисков и нарушений.

Государственные учреждения Узбекистана все активнее применяют антикоррупционные стандарты, соответствующие международной практике. Одним из ключевых инструментов стал комплаенс-контроль — система внутреннего мониторинга и предотвращения коррупции, направленная на управление рисками, предотвращение конфликта интересов и обеспечение прозрачности в деятельности органов власти.

Страна ориентируется на международный стандарт ISO 37001:2016, что свидетельствует о стремлении к соответствию лучшим мировым практикам. Также повышается уровень подотчетности государственных структур перед обществом, в том числе путем расширения каналов обратной связи и участия граждан в общественном контроле.

В рамках Стратегии «Узбекистан – 2030» поставлены амбициозные, но достижимые цели. Среди них — вхождение страны в число государств с наименьшим уровнем коррупции, а именно не ниже 50-го места в глобальном Индексе восприятия коррупции, публикуемом Transparency International. Также уделяется внимание борьбе с коррупцией в сфере госзакупок, где особенно важен общественный надзор, а также разработке законодательства, свободного от коррупционных лазеек.

Активное участие гражданского общества в антикоррупционной деятельности стало важной частью реформ. Власти не только поощряют инициативность населения, но и создают механизмы для его участия в контроле за деятельностью госструктур. Это делает борьбу с коррупцией более прозрачной и приближённой к интересам простых людей.

Рекомендации международных организаций служат ориентиром и поддержкой в развитии антикоррупционных институтов. Положительные изменения в международных рейтингах свидетельствуют о том, что Узбекистан последовательно реализует взятые на себя обязательства.

Сегодня Узбекистан демонстрирует не только политическую волю, но и реальную эффективность в реализации антикоррупционной политики. Ставка на технологии, прозрачность, международные стандарты и активное участие общества формирует устойчивую модель, которая может стать примером для других государств региона.

Шерзод АМИРОВ,

судья Янгихаётского районного суда по уголовным делам.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ГАРАНТИЯ ПРАВ И ОСНОВА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития Узбекистана, когда реализуются масштабные реформы и активно продвигается Стратегия «Узбекистан – 2030», важнейшим условием достижения поставленных целей становится неукоснительное соблюдение принципа верховенства закона. Это предполагает не только формальное следование законодательству, но и реальную защиту прав граждан и государственных органов во взаимоотношениях с государственными органами.

Создание системы административных судов с 1 июня 2017 года стало важным шагом в укреплении института правосудия. Эти суды играют ключевую роль в реализации конституционного права граждан на судебную защиту от незаконных решений, действий или бездействия государственных органов.

Как закреплено в статье 55 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод в судебном порядке, включая обжалование решений и действий должностных лиц. Административные суды стали тем инструментом, который делает это право реальным и действенным.

Принятый в 2018 году Кодекс об административном судопроизводстве заложил прочную правовую базу в этом направлении. Он способствовал упорядочиванию процедуры рассмотрения дел и обеспечению объективности в разрешении споров между гражданами и государственными структурами.

За период с 2017 по 2024 год административными судами было рассмотрено почти 120 тысяч дел, из которых более 60% были решены в пользу заявителей. Это свидетельствует о высокой эффективности административной юстиции и ее значимости для защиты прав и законных интересов.

Совершенствование административного судопроизводства – это не просто юридическая реформа. Это основа построения государства, подотчетного обществу, гарантирующего соблюдение прав человека и законных интересов предпринимательства.

В условиях реализации стратегии «Узбекистан – 2030» усиление правовых гарантий в отношениях с государством становится краеугольным камнем демократизации и модернизации общества.

Дилмурод ПУЛАТОВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда. 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — РЕБЕНОК

В современном Узбекистане защита прав ребенка стала одним из ключевых приоритетов государственной политики. Страна уверенно движется по пути создания безопасной, справедливой и поддерживающей среды для каждого ребенка, обеспечивая его всестороннее развитие и полноценное участие в жизни общества.

Обновленная редакция Конституции Узбекистана закрепила важнейшие положения, касающиеся прав детей. Так, статья 14 утверждает, что государственная деятельность основывается на принципах законности, социальной справедливости и солидарности, обеспечивая благополучие всех граждан. Особое внимание уделено защите детства: статья 44 прямо запрещает любые формы труда, угрожающие жизни, здоровью и развитию ребёнка.

Глава XIV Конституции, посвященная правам семьи, детей и молодежи, обязывает родителей и опекунов заботиться о воспитании, образовании и благополучии несовершеннолетних. Государство, в свою очередь, гарантирует защиту детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, поощряя благотворительность и поддержку со стороны общества.

Помимо Конституции, важным инструментом стал Закон «О гарантиях прав ребенка», а также Семейный и Гражданский кодексы. Эти документы гарантируют ребенку право на образование, социальную защиту, имя, фамилию, собственность, наследство и неприкосновенность частной жизни.

Отдельное внимание уделяется защите личных и неимущественных прав детей — таких как право на выражение мнения, защиту чести и достоинства, свободу от насилия и эксплуатации. Эти положения соответствуют международным стандартам и способствуют формированию личности ребенка в атмосфере уважения и поддержки.

Узбекистан выстраивает целостную систему защиты прав ребенка, включающую государственные структуры, общественные организации и международные партнерства. Ключевыми механизмами стали институт Уполномоченного по правам ребенка (детский омбудсман), комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и специализированные судьи по семейным делам.

Страна активно сотрудничает с ЮНИСЕФ, ВОЗ, Международной организацией труда и другими партнерами. Эти совместные усилия направлены на укрепление институциональной базы, обучение специалистов, развитие инклюзивного образования и улучшение условий жизни детей.

Узбекистан реализует государственные программы, направленные на защиту детей от насилия, эксплуатации и нарушений прав. Проводятся кампании по правовому просвещению, создаются семейные детские дома и реализуются инклюзивные образовательные проекты. Отдельное внимание уделяется вопросам безопасности трудовой миграции, чтобы минимизировать риски для детей и их семей.

Борьба с нарушениями прав детей требует системного и постоянного подхода. В Узбекистане эту задачу решают через комплексную стратегию, основанную на законодательных инициативах, межведомственном взаимодействии и международной кооперации.

Права детей в Узбекистане — не просто формальность. Это практическая реализация принципов справедливости и равенства, направленная на создание общества, где каждый ребёнок чувствует себя защищенным, услышанным и нужным.

Бехзод САГАТОВ,

председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО — ЕДИНЫМ ФРОНТОМ ПРОТИВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ

Торговля людьми остается одной из самых острых и тревожных проблем современного мира. Будучи транснациональным преступлением, она затрагивает миллионы людей во всем мире. Узбекистан, признавая масштабы угрозы, предпринимает последовательные и активные меры по борьбе с этим опасным явлением.

Важнейшей вехой в национальной политике противодействия торговле людьми стало принятие в 2008 году Закона «О противодействии торговле людьми». Он четко определил понятие торговли людьми, формы эксплуатации и ответственность за соответствующие преступления. Закон стал основой для формирования правоприменительной и профилактической системы, нацеленной на защиту прав человека.

В 2021 году были приняты дополнительные изменения и дополнения в этот закон, направленные на усиление гарантий прав пострадавших, расширение полномочий соответствующих органов и ужесточение ответственности за участие в подобных преступлениях.

Узбекистан активно включен в глобальные процессы противодействия торговле людьми. Страна ратифицировала ряд ключевых международных конвенций и соглашений, в том числе Протокол ООН по предупреждению и пресечению торговли людьми, особенно женщинами и детьми.

Кроме того, в Уголовный кодекс Узбекистана были внесены поправки, усиливающие ответственность за преступления, связанные с торговлей людьми, в том числе за участие в организованных преступных группах, вовлечение несовершеннолетних, использование насилия и угроз.

Одной из основ успешной борьбы с торговлей людьми стало международное сотрудничество. Узбекистан реализует совместные проекты с международными организациями, включая МОМ, ОБСЕ и другие институты. Эти программы охватывают такие сферы, как обучение специалистов, усиление пограничного контроля, развитие механизмов идентификации жертв и информационные кампании среди населения.

Также реализуются инициативы по созданию безопасных каналов трудовой миграции и сопровождению уязвимых категорий граждан, находящихся за границей.

Несмотря на достигнутый прогресс, борьба с торговлей людьми остается вызовом. Высокий уровень трудовой миграции делает многих граждан Узбекистана уязвимыми к эксплуатации, особенно за рубежом. Важно продолжать укрепление профилактических механизмов, усиление контроля за посредническими структурами и поддержку пострадавших.

Борьба с торговлей людьми в Узбекистане ведется в рамках комплексного подхода: законодательные реформы, работа профильных органов, межведомственное и международное сотрудничество. Однако это — долгосрочный процесс, требующий постоянного внимания, активного участия гражданского общества и международных партнеров.

Только совместными усилиями можно достичь главной цели — защитить права и свободы каждого человека, искоренив торговлю людьми как одну из самых жестоких форм современного рабства.

Мехрибон ХАСАНОВА,

следственный судья Сергелийского районного суда по уголовным делам.

БАЛАНС ЗАКОНА И ГУМАННОСТИ

В течение первого квартала 2025 года суды по уголовным делам города Ташкента продемонстрировали активную, результативную и многоплановую работу, направленную на укрепление правопорядка, защиту прав и свобод граждан, а также обеспечение верховенства закона. За отчетный период уголовными судами было завершено рассмотрение 2 780 уголовных дел, в рамках которых проходили 3347 лиц, привлеченных к ответственности.

Одним из ключевых достижений стало вынесение оправдательных приговоров в отношении 40 граждан, что свидетельствует о повышенной внимательности судей к вопросам доказательной базы и презумпции невиновности.

Значительное внимание уделяется вопросам гуманизации уголовной политики. Так, 482 человека были освобождены из-под стражи прямо в зале суда, что подчеркивает индивидуальный подход при назначении наказаний.

Суды активно применяют альтернативные меры пресечения и наказания. Пятеро обвиняемых получили наказания, не связанные с лишением свободы, благодаря применению института государственного залога и с учетом принципов социальной справедливости. Еще в 67 случаях наказания были заменены на более мягкие. Это говорит о стремлении судебной системы не к механическому наказанию, а к восстановлению справедливости и обеспечению условий для исправления правонарушителей.

Кроме того, 675 человек были освобождены от наказания досрочно, что свидетельствует о результативной работе по реабилитации осужденных и реализации принципа соразмерности наказания.

Особую тревогу вызывает число лиц (779), осужденных за повторное совершение преступлений. Этот показатель подчеркивает необходимость выстраивания комплексной системы профилактики рецидива и более тесного взаимодействия между судами, правоохранительными органами и учреждениями социальной реабилитации.

Важным направлением деятельности судей остается работа по предупреждению правонарушений. В рамках реализации программы «Моя махалля — мой судья» было проведено 579 выездных встреч с населением в различных районах Ташкента. Эти мероприятия направлены на повышение правовой осведомленности граждан, профилактику преступности и своевременное реагирование на социальные проблемы.

В дополнение к этому было организовано 591 выездное судебное заседание, что повысило доступность правосудия и его эффективность. В результате анализа причин преступности судами было вынесено 2369 частных постановлений, направленных на устранение факторов, способствующих совершению правонарушений.

Итоги работы уголовных судов столицы в первом квартале 2025 года свидетельствуют о динамичном развитии судебной системы, ее стремлении к обеспечению законности, справедливости и правовой защищенности граждан. Сбалансированный подход к выбору наказаний, акцент на гуманизацию правосудия, активная профилактическая работа и открытость к гражданам делают суды одним из ключевых институтов правового государства.

Муроджон МИРЗОЖОНОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.

ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ И НОВЫЕ ПРАВИЛА: МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ

Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из важнейших задач современного государства. В условиях стремительного роста количества транспортных средств и высокой плотности движения, государственная политика в этой сфере приобретает особую актуальность. Узбекистан не остается в стороне от мировых трендов: в последние годы предпринимаются масштабные шаги по реформированию законодательства и внедрению новых механизмов контроля и профилактики нарушений.

Каждый год дорожно-транспортные происшествия уносят тысячи жизней и наносят значительный ущерб экономике. Причинами ДТП часто становятся пренебрежение правилами дорожного движения, халатность, а порой и откровенное неуважение к другим участникам движения.

Одним из заметных и стратегически важных нововведений стала система штрафных баллов за нарушение ПДД. Теперь каждое нарушение фиксируется не только в виде денежного штрафа, но и сопровождается начислением определенного количества штрафных баллов.

Механизм прост, но эффективен: если за год водитель накапливает более 12 баллов, он может быть лишен водительских прав сроком от шести месяцев. Причем решение об этом принимает суд, что обеспечивает соблюдение принципа справедливости.

Система построена так, чтобы стимулировать водителей к соблюдению правил. Она работает автоматически, что исключает субъективный фактор и коррупционные риски. Баллы аннулируются по истечении одного года с момента их начисления — если, конечно, за это время не было новых нарушений.

Значительные изменения также коснулись правил парковки. Согласно статье 128-6 Кодекса об административной ответственности, за неправильную парковку теперь предусмотрен штраф в размере двух базовых расчетных величин, а также начисление дополнительных штрафных баллов. Таким образом, даже мелкие нарушения, вроде оставленного на тротуаре автомобиля, теперь могут стать причиной серьезных последствий для водителя.

Суть реформы заключается не в карательном подходе, а в создании эффективной профилактической системы, которая предотвращает правонарушения еще до их совершения. Новые правила позволяют отслеживать поведение водителей, выявлять систематических нарушителей и, главное, влиять на мотивацию людей — соблюдать ПДД становится выгоднее, чем нарушать.

Кроме того, штрафные баллы усложняют возможность получения водительских прав незаконным путем. Ведь даже получив права, водителю придется нести ответственность за каждое нарушение, которое фиксируется в цифровой системе.

Принятые меры — это часть более широкой стратегии, направленной на снижение числа ДТП и создание безопасной транспортной среды. Их реализация требует не только новых законов, но и активного участия всех граждан: водителей, пешеходов, инспекторов, судебной системы и местных органов власти.

Внедрение системы штрафных баллов в Узбекистане стало важным шагом в развитии культуры дорожного движения. Это не просто система наказаний, а инструмент формирования нового общественного поведения — дисциплинированного, ответственного, ориентированного на безопасность и уважение к другим.

Если каждый участник движения осознает свою личную ответственность за безопасность на дороге, новые правила станут не ограничением, а основой для создания более комфортной, безопасной и справедливой дорожной среды.

Абдулла АБДУЛХАЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому